Ангкор Ват восьмое чудо света. История храма в Камбодже. Описание

Ангкор-Ват – уникальный храм в Камбодже, построен в честь бога Вишну. Хотя история этого индуистского храма не оставила много сведений, современные исследования историков, археологов и астрологов успешно раскрывают новые факты существования Ангкор-Вата и могущественной Кхмерской империи.

Восьмое чудо света, Ангкор-Ват, в 1925 г. был провозглашён первым заповедником во всей Азии, а с 1932 г. охраняется ЮНЕСКО.

Расположение и история храма Ангкор-Ват в Камбодже

Ангкор-Ват, восьмое чудо света, расположен на северо-западе в провинции Сиемреап, озера Тонлесап. Храм находится глубоко в джунглях, за 6 км от провинциального городка Сиемреап и за 240 км от современной столицы Камбоджи, Пномпеня.

Сооружение храма Ангкор-Ват, в имперской столице Ангкор, припало на период расцвета и величества Кхмерской империи – в XII ст. Сегодня, кроме остатков храмовых комплексов и крепостных стен от огромного города Ангкор ничего не осталось, поэтому сам город стали называть город-храм.

Его размеры относительно невелики – 24 км на 8 км. По последним археологическим исследованиям, Ангкора была многочисленной столицей доиндустриальной эпохи, в которой жило около 500 тис. человек.

Храм Ангкор-Ват строился почти 40 лет, вовремя правления императора Сурьявармана II. Ученые считают, что сооружение такого величественного храма была именно его инициатива, поскольку после смерти Императора в 1150 г. строительные работы прекратились, и местами декорирование фасадов архитектурного комплекса остались незавершенным.

Храмовые комплексы в городе Ангкор – очень важен. Большинство исторических фактов, которые известны сегодня человечеству о Кхмерской империи и культуре, получены в результате расшифровки надписей и рисунков на стенах этих храмов. Удивительно то, что кхмерская народная устная традиция не сохранила ожидаемых мифов и легенд о самых храмах и священных местах города.

Так, например, до сих пор не удалось установить, с какой целью это монументальное сооружение строилось. Существует 2 гипотезы – это усыпальница или обычный храм божеству Вишна.

Проблема в том, что обе гипотезы находят свое подтверждение в техническом описании Ангкор-Ват. Этот храм выглядит одновременно и как усыпальница, и как храм, что в обычной кхмерской архитектуре раньше никогда не совмещалось.

Строительные технологии, использованные при возведении восьмого чуда света

Ангкор-Ват, восьмое чудо света, считается классическим примером кхмерской культуры, первые примеры архитектуры которой относят к VI в. Этот стиль вмещает в себе элементы индуистской, буддистской и китайской архитектуры.

Общая площадь храма – 2,5 кв. км, высота центральной башни – 65 м. Общая территория храма – 400 кв. м. Это достаточно массивное здание, которое строилось при помощи ручного труда и слонов.

Первоначальное название храма остается неизвестным – обычно в храмах можно найти капсулу, где заложена информация о миссии священного сооружения. Согласно с последними научными и эпистемологическими исследованиями, храм вероятно звался «Местом Святого Вишну».

Ангкор-Ват строился на протяжении 1113-1150 гг. и имеет форму индуистских храмов, форма которых называется «храм-гора». Такие архитектурные сооружения имели священный подтекст – человеческие творение должно быть похожим на творение природы, имитируя гору Меру – символ мира в индуизме. Здание имеет плавные линии и состоит из 3 основных ярусов, 5 башен и 200 монументов.

Согласно современным подсчетам ученых, строительство должно было вовлечь огромное количество рабочих рук, потому что построить такой храм менее чем за 40 лет в XII ст. – удивительно. Согласно описаниям путешественника Антонио де Мадалена, башни храма и другие сооружения стали лучшим примером человеческой архитектуры.

Весь храм построен из песчаника. Уникальной считается техника сооружения стен – кхмеры не использовали никаких связующих материалов, например, глины или цемента. Но сама конструкция имеет очень мощную фиксацию за счет использования техники кладки камней по принципу замка.

Хорошая фиксация стен обязана не только умелой технике складывания камней, но и их полировки – иногда щели между камнями практически незаметны. Для более фиксации более сложных конструкций в камнях проделывались глубокие шипов. До сих пор археологи не могут объяснить необходимости в встречающихся отверстиях на множестве камней.

Такое строительство храмов в Ангкоре позволяет успешно реставрировать священные сооружения – их разбирают и слаживают как пазлы.

Читайте также:  Япония. Достопримечательности, фото, карта, самые интересные города для посещения

Территория Ангкор-Вата имеет форму квадратного острова, огражденным 190 м водным рвом, периметр которого – 1300 м на 1500 м. Попасть в храм можно только с восточной и западной стороны, где специально сооружены 2 мосты из песчаника. При том считается, что главный вход – западный, об этом свидетельствуют остатки от 3 разрушенных башен.

Есть свидетельства, что храм не использовался по предназначению уже в XV ст.

Храмовый комплекс Ангкор

Древняя столица Кхмерской империи, Ангкор, была центром политической и экономической жизни на протяжении IX-XIV ст. По подсчетам ученых, Ангкор, или храмовый город, имеет общую площадь 9 кв. км. Как свидетельствует архитектура, каждый император во время своего правления строил храм или усыпальницу.

Поскольку единственной религии империя не имела, каждое новое сооружение соответствовало или индуистскому, или буддийскому канону – религии, которую поддерживал сам император.

Поэтому в городе на протяжении этого периода было построено 72 храма, которые формируют канон кхмерской культуры и архитектуры. Особенность кхмерских храмов в том, что их строили в качестве жилища для богов. Индуистские и буддистские практики не предусматривают посещения верующими этих мест, потому что эти места – укрытия для святых.

Географически, храм Ангкор-Ват построен южнее от исторического центра города, поэтому ландшафт столицы делят на 2 участка – непосредственно храм бога Вишну и Ангкор-Тхоме – исторический центр города. Из архитектурной точки зрения, все сооружения кхмерской столицы – храмы, площади, ритуальные места – разделают на 2 большие группы: Малый и Большой круг:

Храмы Ангкора, входящие в Малый круг:
Ангкор-Ват Дравидийская архитектура, классический образец кхмерской архитектуры
Бантей Кдэй Буддийский архитектурный стиль
Та Пром Образец буддийской архитектуры
Преах-Кхан Буддийский храмовый комплекс
Байон Соединение культурных элементов буддизма и индуизма
Пном Бакхенг Индуистский храм в честь бога Шива
Слоновая терраса Королевская площадь, построена в стиле индуизма
Терраса прокаженного короля Место для буддийских погребальных обрядов
Храмы Большого круга:
Пре Руп Храм бога Шива, индуистский стиль
Восточный Мебон Относится к брахманской культуре индуизма
Та Сом Буддийский храм
Неак Пеан Буддийский храм
Сра Сранг Ритуальная купальница буддийских королей,

Ангкор-Ват, восьмое чудо света, является самым величественным храмом в городе, случай его сооружения – особенный. Историки и археологи до сих пор не могут определить цель сооружения такого величественного сооружения – должен это быть храм Вишну, место захоронения царя или то и другое вместе.

После него архитекторы отмечают оригинальность храмов Байон и Та Пром – как самых больших в Ангкор-Тхоме. Также Ангкор имел хорошую оборонительную конструкцию, а попасть в город можно было только при помощи 5 мостов.

Ta Prohm

Та-Пром (или Та-Прум, из кхмерского – «предок Брахмы») – храмовый комплекс, построенный императором Джайяварманом II в 1186 г. в честь матери, находится в Ангкор-Тхом.

Храм занимаем площадь 180 акров. Помимо центральной статуи Праджнапарамиты, богини мудрости из которой отожествляли мать императора, в храме есть еще 260 скульптур божеств.

После окончания строительства, в здесь жили и работали в честь матери императора больше 12 тис. человек.

Ta Keo

Та Кео еще один индуистский храм в центре столицы Ангкора, строительство которого начал Джаяварман V в 975 году. На его территории искусно сделан центральная входная аллея, украшена колонами по бокам.

По археологическим исследованиям было установлено, что это первый храм-гора, который был полностью построен из песчаника. Сам храм имеет форму прямоугольной пирамиды. Характерной чертой кхмерской архитектуры является наличие центральной башни. Сам храм Та Кео имеет 4 яруса, а его высота – 45 м.

Bayon

Байон считается центральным храмом в Ангкор-Тхоме, также построен из песчаника. Байон построен в начале XIII ст. в память о первом императоре-буддисте Джаявармана VII, во время правления которого население Кхмерской империи массово сменила культ шиваизма на буддизм.

Конструкция храма имеет 3 уровня, площадью 140 на 160 м, на которых размещены 54 башни разной высоты. Первоначально считалось, что это изображён Будда, но в 1933 году после экспертизы установили, что лик Будды имеет много сходств с изображениями самого Джаявармана VII.

Декор храма Байон – резьба на камне, которая изображает бытовые сцены из жизни кхмеров. Очевидно, центральный сюжет тот, который изображает победу Джаявармана VII над войсками чамамов в битве при озере Тонле-Сап, после которой войны надолго прекратились.

Angkor Wat

Ангкор-Ват, восьмое чудо света, является примером национальной архитектуры, искусства, культуры и религии. Будучи одновременно усыпальницей Сурьявармана II и священным храмом Вишны, Ангкор-Ват соединил в себе символы религиозной и светской культуры кхмеров. Сегодня этот храм является символом государства Камбоджи.

Читайте также:  Стамбул. Достопримечательности. Фото и описание на карте на русском языке, отзывы туристов

Центральное здание храма – многоуровневое, с численными переходами. Храм состоит из центральной самой высокой башни (65 м) и башен поменьше. Вместе эти башни символизируют 5 пиков священной горы Меру.

Общая площадь постройки – 81 га. Храм окружен водяным рвом, ширина которого 190 м, а общая длина – 5,5 км. По буддийской традиции ров иноверное символизирует океаны мира. По меркам современной архитектуры, храм Ангкор-Ват – это самое большое сооружение в мире.

Этимология названия храма Ангкор-Ват

Ангкор-Ват – современное название, которое восьмое чудо света получило уже после упадка Кхмерской империи. Изначального имени – не известно, но ученые предполагают, что храм был назван в честь божества Вишны.

Части имени храма «Ангкор» и «Ват» имеют свой эпистемологический перевод из кхмерского языка. Значение слова «Ангкор» имеет санскритские корни и обозначает «город». Немного модифицируясь, этот термин по-кхмерски имеет более широкое значение «империя», «государство» и «страна-государство».

Согласно исследованиям, только в XIV-XV в. это название, «Ангкор» стало использоваться как собственное имя. Но тогда «Ангкор» употреблялось для этой части империи, которая была наиболее развитой. Сегодня его употребляют только для обозначение древнего города.

Непосредственное имя храма обязательно должно включаться еще и «Ват». Употребления «Ват» походит от палийского языка и означает «место, на котором построен храм». Этот термин используется для обозначения любого священного места, на котором построен буддийский монастырь в странах Камбоджи, Лаоса и Тайваня. В кхмерском языке «Ват» означает «почитание» и «восхищение».

Сегодня, по-кхмерски, название храма звучит как «Онгковоат» и в большинстве переводов и объяснений означает «город-храм» или «столичный город».

Почему самый большой храм в мире покинули люди?

Жители столицы массово начала покидать ее стены во второй половине XV ст.

Одна из причин, почему Кхмерская империя упала – это постоянные войны с начала XIII ст.

Несмотря на все величество столицы Кхмерской империи, в 1431 году, войска соседнего Сиама разбили имперскую армию и захватили Ангкор, который был центром политической жизни на протяжении 5 столетий.

Этот период историки назвали Ангкорианским, которому был характерный рассвет экономической и политической стабильности империи, постройка культовых храмов кхмерской архитектуры.

Имперская столица была разграблена и сильно разрушена сиамскими (тайскими) войсками, потом вспыхнула эпидемия, и население, спасаясь убежало в южные районы, где потом разместилась новая современная кхмерская столица – Пном-Пень.

Таким образом, когда территория Камбоджи (Кампучии) была поглощена войнами между ее жителями, величественную столицу поглотила природа – джунгли укрыли весь город, который был вновь открыт французскими натуралистами в XIX ст.

Ангкор-Ват: архитектура храма

Ангкор-Ват – архитектурный комплекс храма-горы, характерного типа сооружения храмов по буддийским канонам. Он имеет четкие прямоугольные формы стен, которые декорированы резьбой.

Кроме необходимых 5 башен, храм имеет множество скульптур и также ландшафтное планирование – ров, вокруг храма заполнен водой, и позже созданы 2 водоема ровной квадратной формы.

Что находиться внутри храма

Кроме многочисленных статуй божеств, главной декорацией внутри храма является резьба. Ангкор-Ват декорирован многокилометровой резьбой по всем 3 ярусам. Также внутри храм по большей части украшен еще барельефом.

Станы храма до сих пор идеально прилегают, и нигде не нарушено изображение передаваемых сюжетов – бытовой и праздничной жизни кхмеров, сюжеты из жизни императора, а даже магические рисунки драконов и динозавров.

Сегодня на стенах храма остались необъяснимые отверстия – археологи допускают, что это было крепление для бронзовых декораций, который были разграблены после упадка империи.

Трехуровневое устройство храма Ангкор-Ват

Ангкор-Ват – это сложная архитектурная конструкция, создание которой происходило без каких-либо механических приспособлений. Но несмотря на это, кхмерские зодчие сумели построить удивительный сложны комплекс храмовых галерей и численных переходов в несколько этажей.

Первый ярус

Центральными здесь являются 3 галереи идеальной прямоугольной формы. Третья галерея – самая известная, она искусно декорирована великолепными двухметровыми в ширину барельефами, длина которых – больше 700 м.

На первом ярусе находятся внутренние дворики и 2 библиотеки. Павильоны этого яруса соединяются галереями, которые декорированы самыми длинными барельефами в мире, и также орнаментом на карнизе.

В храме на первом ярусе сразу встречаются 1800 танцовщиц-апсар. Композиция барельефов на 1 ярусе – это изображения индуистского эпоса, военные сюжеты тысяч фигур, в том числе и императора Сурьявармана II.

Второй ярус

Перейти на 2 ярус можно по специально сооружённым галереям и по мостикам-переходам. Галереи здесь украшены многочисленными рельефными сюжетами, а мостики размещены на мелких столбиках. Кроме башен на этом ярусе также есть 2 библиотеки.

Читайте также:  Sherwood Exclusive Kemer 5*, Турция, Кемер. Фото, цены, отзывы

Третий ярус

Третий корпус считается сердцем Ангкор-Ват – здесь архитектурный ансамбль храма больше всего символически напоминает гору Меру, у которой по легендам 5 небесных пиков. Центральная башня выполняла роль алтаря – главное место поклонения Вишну, чья статуя здесь стояла. На этом ярусе изображены самые сложные по технике выполнения барельефы.

Вся композиция храма-горы выполнена в совершенно точных пропорциях.

Таинственная связь Ангкора со спиралью созвездия Дракона

Древняя столица Ангкор остается не до конца изученной историками и археологами. В 1992 году активно началось исследования британского историка, Джоном Григсби, который нашел связь между планирование города и звездным небом.

Он выдвинул теорию, что храмы в древней столице отображают проекцию млечного пути, а именно моделируют волнистую часть звездной спирали Дракона и часть соседних звездных ансамблей – Северной короны, Данеб, Лебедя, Малой и Большой медведицы.

Кроме непосредственно самого расположения храмов в таком порядки, именно эта часть северного созвездия Дракона отображена на стенах в храме Байона и Пном-Бакенг.

Сравнение планирования городских храмов и части млечного пути очевидны, хотя и не точны. Так, пропорции между храмами напоминают пропорции между звездами, но территория самых храмов нарушает геометрическую картину на небе.

Эту неточность развенчало следующее исследование – при помощи компьютерного проектирования, было подтверждено, что центральные храмы действительно являются зеркальным отображением небес, но только повторяют они звездное небо весеннего равноденствия 10 500 г. до н.э.

Такое исследования подвесило убеждения о активном развитии имперской столицы Ангкор в IX – XIII ст., но главная гипотеза, которая до сих пор остается ниспровергнутой, так это что храмы кхмерской культуры строились на фундаментах более ранних культур.

Стегозавр в Ангкор-Ват. Могли ли видеть кхмеры динозавров?

С начала 1990-х гг. активно ведутся дискуссии о более раннем сооружении столицы Кхмерской империи, но даже они не могут объяснить то, каким образом кхмеры сумели на стенах своего храма изобразить динозавра.

Динозавр на стене Ангкор Ват

В индуистских храмах часто встречаются декорации мифологического периода, где изображен весь животный мир. Но уникальным остается наличие на одном из рельефов храма Ангкор-Ват изображение травоядного динозавра, Стегозавтра, остатки которого датируются 140 млн лет тому назад.

Сакральная нумерология Ангкора

https://www.youtube.com/watch?v=d2LuPay8Clg

Древняя столица Ангкор притягивает внимание не только историков и археологов, но также астрономов и математиков. Многие считают это место сакральным, из-за постоянного символического повторение чисел 72, 54 и 108 в ландшафте, декорировании и планировании города.

Эти числа священные в буддийской и индуисткой космологии, поэтому их, или сумму этих чисел можно встретить по всему городу:

  1. Сам город расположен на 72 градуса восточнее от египетской пирамиды Гиза.
  2. За время могущества империи, в городе было построено 72 храма.
  3. По периметру Ангкор-Тхома, исторического центра города стоят огромные скульптуры – 54 Дэва и 54 Асуры.
  4. Храм Байон имеет 54 башни.
  5. В храме Ангкор-Ват есть изображение как 108 наг.
  6. Вокруг центрального святилища Пном-Бакхенг установлено 108 маленьких башен.

Легенды и мифы о храме

Древний город Ангкор притягивает огромное количество интереса. И поскольку информации об этом периоде очень мало, начинают возникать мифы и легенде об реальности этого места.

Кроме значительного числа скептиков, которые не верят в аутентичность архитектуры древнего города, часто поднимаются вопросы о реальном «сокрытии» Ангкоры в XIX ст. французскими натуралистами. Главный вопрос, который вызывает сомнения – что путешественники сами придумали, ведь XIX в. не особо популярен своим научным подходом.

Очевидно, что Анри Муо ненамеренно, но мифологизировал этот город, придавая ему особой пикантности. Сегодня, например, тяжело проверить были ли там действительно дремлющие джунгли, которые поглотили город.

Последнее, что остается под вопросом – это древность самых барельефов. Техника, по которой выполнены сюжеты – очень искусная, и не все верят, что древние кхмеры могли так точно передавать черты героев на стенах.

Ангкора имеет величественную историю, поэтому некоторые ученые пытаются найти связи кхмерской культуры с предыдущей, более таинственной культурой утраченной Атлантиды.

Существует мнение, что Редьярд Киплинг писал «Книгу джунглей» после посещения этого места. Ангкор-Ват имеет только одну фольклорную историю. Местное население верило, что ночью в одну и ту же башню спускается Богиня-змея, которая превращалась в красавицу и соблазняла короля.

Она считалась талисманом города. А когда на город начинали сыпаться несчастья, считалось, что Богиня-змея переставала приходить. Этим объясняется, почему храм, восьмое чудо света, имеет множество изображенных змей на своих фасадах.

Видео о храме Ангкор Ват

Видео про храм Ангкор Ват:

Оцените статью
Туризм, курорты и путешествия - лучшие достопримечательности, отели и пляжи всего мира