Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле). Описание, интересные факты, история

Грандиозную архитектуру и богатейшую историю храма Святой Софии, расположенного в Турции, невозможно передать словами в полной мере. Ежегодно это легендарное, величественное сооружение привлекает в Стамбул (бывший Константинополь) тысячи туристов.

Расположение и адрес храма Святой Софии в Константинополе

Храм Святой Софии Константинопольской находится на площади Султанахмет (железнодорожная станция Джанкуртаран района Фатих в Стамбуле). Точный адрес: Istanbul, Cankurtaran Mh., Soğuk Çeşme Sk 14-36.

Как добраться до собора на машине

Наиболее быстрый и прямой путь от аэропорта Ататюрк до площади Султанахмет пролегает по улице Кеннеди, которая тянется вдоль побережья Мраморного моря. Время в пути составит приблизительно 40 мин.

GPS-навигатор предложит более короткий путь по следующему маршруту: E-5 Karayolu, D-100, Turgut Özal Millet Caddesi, Ordu Avenue, Yeniçeriler Caddesi, Peykhane Caddessi, Torun Sokak, Akbiyik Caddesi, Ishak Paşa Caddesi.

Общая длина пути составит чуть более 17,5 км. Однако стоит учесть, что автомобильные пробки в историческом и туристическом центре Стамбула увеличат время, проведенное в дороге.

История собора

  • Основанный в 324 г. императором Константином I, собор Святой Софии был сожжен спустя почти 100 лет. Храм отстроили вновь по указу Феодосия II.
  • В 532 г. судьба базилики повторилась: в результате восстания он снова был разрушен до основания.
  • Правивший в то время император Юстиниан, возродил собор на прежнем месте. За 5 лет была проделана грандиозная, непревзойденная работа, результат которой по сей день украшает побережье Мраморного моря.
  • В 1453 г. османские захватчики основали в здании храма мечеть, перестроив его и изменив внутреннее убранство в соответствии с культурой и религией. Тот факт, что мечеть в захваченном Константинополе стала одной из крупнейших, подчеркивает величественность строения, его роскошь и архитектурную сложность.

  • В 1935 г. мечеть была преобразована в музей. Реставраторы постарались максимально сохранить богатейшую историю здания. На стенах посетители могут увидеть православные фрески и иконы, соседствующие с сурами из Корана.

Первые постройки

Первые деревянные постройки были заложены в самом центре Константинополя, на торговой площади, и до наших дней не сохранились. Церкви сжигались в результате восстаний, но каждый раз отстраивались заново в том же месте. Не менялось и имя храмов. Найденные в 1936 г. руины строений свидетельствуют о богатом мраморном убранстве базилик и их внушительных размерах.

Юстинианова базилика

Храм Святой Софии в Константинополе отличается роскошью. Юстиниан не скупился при возведении базилики. В Константинополь свозился лучший мрамор из Греции. Со всей империи привозились архитектурные элементы, которые раннее являлись частями иных античных сооружений. Для украшения использовались драгоценные камни, жемчуг, слоновая кость.

Работой руководили выдающиеся мастера Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Фрески создавались и после завершения строительства. Собор олицетворял собой величие византийской империи. Масштабы, высокая архитектурная сложность и роскошь собора убеждали иностранных послов в «божественной помощи» при строительстве, преумножая количество последователей христианства.

Парящий купол

Купол диаметром 31,5 м. опирается на 4 колонны. Его основание опоясывают 40 арочных проемов, благодаря которым создается иллюзия парения, а огромное здание освещается изнутри солнечным светом.

Расположенный на холме, собор Святой Софии был виден с любой точки Константинополя.

Архитектурные особенности храма

К уникальным особенностям храма в первую очередь следует отнести систему полукуполов, благодаря которым центральный купол соединяется с храмом. При строительстве собора использовались колонны из зеленого мрамора, привезенные из Эфеса. Также использовались 8 колонн, являвшихся частью храма Солнца.

Храм Святой Софии в Константинополе оснащен 9 входами. Для прихожан были открыты лишь 3. Центральный портал использовался императорской семьей. Два боковых входа были предназначены для придворной свиты.

Читайте также:  Лимассол. Достопримечательности, фото, что посмотреть самостоятельно. Интересные места

После обращения христианского собора в мечеть, к зданию было пристроено 4 минарета: 3 белокаменных и 1 кирпичный. Эта особенность связана с тем, что пристройки выполнялись не одновременно, при разных султанах.

Пристроенные контрфорсы существенно изменили первоначальный вид собора и скрыли за собой более 30 окон. Они возводились с целью укрепления строения, и не отличаются изяществом форм и тонкостью работы. В дальнейшем к мечети пристраивались усыпальницы для султанов.

Мозаичный цикл

Храм Святой Софии в Константинополе богато украшен фресками и мозаиками, которые свозились со всей Византии на протяжении нескольких столетий. Об этом свидетельствуют работы, относящиеся к различным эпохам: от простых орнаментов до иконописи.

Тот факт, что даже захватчики, проповедующие мусульманство, не уничтожили религиозное достояние христианства, подтверждает неповторимость и великолепие фресок. Замазанные штукатуркой, мозаики прекрасно сохранились до сегодняшнего дня.

Посетители музея могут видеть, как тесно переплелись две религии: отреставрированные фрески с христианскими мотивами перемешаны с сурами из Корана.

Мозаика апсиды

На апсиде изображение Божьей Матери с Иисусом на руках, восстановленное после уничтожения во времена иконоборчества. Мозаика выполнена в классических для византийской эпохи цветах, символизирующих величие: золотой фон и темно-синие одежды. Мастер сумел в полной мере передать трепетное отношение византийцев к физической красоте.

Мозаики южного вестибюля и северного тимпана

Южный вестибюль украшен мозаикой, где изображена богоматерь с Иисусом на руках. Император Константин подносит ей город, названный его именем. Император Юстиниан приносит в дар собор Святой Софии. Очень символичная сцена, которая наглядно показывает роль религии в Византии.

Интересная история у мозаики, на которой император Константин IX вместе с супругой подносят дары Христу. Императрица изображена молодой женщиной, в то время, как на престол она взошла в возрасте 50 лет. Так же примечательно и то, что лица императорской четы перебивались несколько раз.

Лик августейшей Зои уничтожался и вновь наносился после изгнания и возвращения ко двору. А образ императора изменялся трижды. Императрица, и дважды вдова, приказывала изображать на фреске лик нового супруга каждый раз, как выходила замуж.

В нишах северного тимпана из 30 изображений пророков и святых сохранились образы Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Игнатия Богоносца, Василия Великого, Дионисия Ареопагита. Цветовые решения тяготеют к белым и серым оттенкам. Изображения просты, не отличаются тонкими каллиграфическими линиями и формами.

Входная мозаика нарфика

Мозаика изображает сцену, в которой император Лев VI преклоняется перед Иисусом, сидящем на троне. По обе стороны от центрального образа расположены медальоны с изображениями богоматери и архангела Гавриила.

Легенда гласит, что по задумке автора, император Лев VI молит Христа о прощении за свой незаконный четвертый брак, из-за которого был отлучен от церкви.

Портрет императора Александра

Северная галерея украшена портретной мозаикой императора Александра в полный рост. Установлена точная дата ее создания 912 г. В глаза бросается напряженность позы императора, продиктованная дворцовым этикетом. Торжественное облачение выполнено в пурпурных тонах и украшено драгоценными камнями.

Тем не менее, качество работы не самое высокое для того времени. Об этом свидетельствуют большое количество серебра в мозаике фона, непокрытые участки фрески, художественное сходство и обобщенность линий.

Исламские элементы архитектуры и убранства

Первый минарет был выполнен из красного кирпича при султане Фатихе Мехмеде. Еще два выполнялись из белого камня при султанах Баязиде II, Селиме II.

По указу султана Мурада III был возведен последний четвертый минарет, а также появился резной минбар из мрамора. Во время правления Махмуда I алтарь был переделан в михраб и украшен подсвечниками, привезенными из Буды.

Славянские граффити

Кроме византийских мозаик и исламской символики на стенах, колонах, подоконниках встречаются надписи, оставленные выходцами из Руси. Чаще встречаются граффити, указывающие происхождение авторов.

Наибольшее количество надписей можно увидеть на одном из подоконников северной галереи. Там же находится колона на которой имеется надпись из 14 строк. Все граффити сделаны в промежуток времени между XI и XV вв.

Рунические надписи

Первые изображения скандинавских рун были обнаружены в 1964 г. В связи с тем, что специальные работы по их обнаружению и изучению не ведутся, узнать доподлинное количество и обстоятельства, при которых надписи были оставлены, не представляется возможным.

Читайте также:  Лучшие санатории Грузии на море с лечением. Цены, отзывы

Режим работы собора

В храме до сих пор ведутся реставрационные работы, но это не отражается на режиме экскурсий. Планируя посещение собора Святой Софии в Стамбуле (Константинополе), следует учесть, что время его работы зависит от сезона.

Сезон Время работы
С 15 апреля по 31 октября С 9:00 до 19:00
С 1 ноября по 15 апреля С 9:00 до 17:00
  • Касса прекращает продажу билетов за час до закрытия музея. Стоимость билета составляет 60 турецких лир.
  • С 1 ноября 2018 г. по понедельникам музей закрыт для посещения жителей и гостей Стамбула.
  • Так же действует ограничения для посещений во время Рамадана.

Правила посещения храма

  • На входе в музей установлен металлоискатель. Сумки посетителей тщательно проверяются сотрудниками музея. Также необходимо оставить денежный залог.
  • Фотографируя древние мозаики, необходимо отключить вспышку камеры во избежание повреждений экспонатов.

Легенды и интересные факты

При такой длинной и богатой истории храм хранит свои неразгаданные тайны и секреты, многие из которых объясняются красивыми легендами. А исторические и архитектурные подробности передают атмосферу, величие этого памятника культуры.

Наиболее интересные легенды и факты:

  1. В соборе есть знаменитая плачущая колонна, исполняющая желания. Изначально колонна была названа в честь святителя Григория Чудотворца, святые мощи которого по легенде замурованы в «столп». Православные прихожане просили исцеления от недугов перед иконой, установленной над колонной, и прикасались к медным накладкам. После завоевания Константинополя, в меди проделали отверстие для большого пальца руки. Смысл и ритуал сводился к загадыванию желания и последующему повороту ладони. При этом большой палец должен оставаться внутри отверстия, а остальные 4 не должны отрываться от поверхности медной накладки. По легенде, при перестройке собора в мечеть в строительную смесь, использованную у колонны, добавили слюну пророка Мухаммеда, землю из Мекки и воду источника Замзам. После чего колонна начала источать влагу.
  2. Еще одна легенда объясняет шум, доносящийся из одной из стен собора, согласно которой во время захвата Константинополя стена разъехалась и спасла священника, читающего молитву в тот момент. Спасенный от гибели, он по сей день продолжает читать молитву (чем и объясняется шум). А освобождение его наступит вместе возвращением христианства в храм.
  3. В южной части собора, на втором этаже есть «холодное окно» с видом на Голубую мечеть. Феномен в том, что при любой погоде, даже самой жаркой, из этого окна веет прохладой.
  4. Легенды гласят, что при постройке собора в строительный состав добавляли измельченный экстракт листьев ясеня, благодаря которому достигнута прочность здания.
  5. Для отделки собора было использовано не менее 12 сортов мрамора привезенного из различных мест: Босфора, Греции, Египта, Спарты, Ливии.
  6. Под храмом расположена сложная и малоизученная сеть тоннелей, часть которых затоплена водой и имеет тупиковые ветки.
  7. Главный купол собора в основании имеет овальную, а не круглую форму. По направлению к югу радиус составляет чуть меньше 32 м. С запада на восток радиус основания меньше на 1 м.

Мечеть Айя-София

Храм Святой Софии в Константинополе имел свою уменьшенную копию, построенную теми же мастерами, но чуть ранее. Церковь св. Сергия и Вакха прослужила еще полвека после падения Византийской империи. Затем султан Беязит II переделал ее в малую мечеть Айя-София, которой она остается до нынешних пор.

Архитектура храма святой Софии в Константинополе

Ее архитектура также претерпела изменения, а на территории установлены усыпальницы и ритуальный фонтан. После ряда землетрясений мечеть регулярно обновляется: производятся ремонтные и реставрационные работы.

Внутренняя архитектура является прообразом храма Святой Софии. Но на стенах не сохранилось ни одной фрески или мозаики. Некогда выложенный золотой смальтой купол, сегодня выбелен и скромно украшен сурами из Корана.

Собор Софии Константинопольской был более 10 веков величайшим христианским храмом. 28 мая 1453 г. прошла последняя служба, которую прервали османские захватчики. После падения Константинополя олицетворение византийской одухотворенности и христианства на 5 веков перевоплотился во вторую по величине и ценности мечеть всего исламского мира.

Читайте также:  Phulin Resort by Tuana Group 3* Таиланд/Пхукет. Отзывы, фото отеля, цены

Музей Айя-София

Притязания представителей обеих религий относительно собора Святой Софии Константинопольской и его назначения были пресечены Мустафой Кемалем Ататюрком. В 1935 г. здание объявлено историческим музеем. С этих пор не прекращаются реставрационные работы, спонсируемые государством. В 1985 г. Музей Айя-София пополнил список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Схема храма Святой Софии

  1. Вход.
  2. Императорские ворота.
  3. Плачущая колонна.
  4. Алтарь. Михраб.
  5. Минбар.
  6. Ложа Султана.
  7. Омфалос.
  8. Мраморные урны из Пергама.
  9. Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I.
  10. Минареты султана Селима.

Что посмотреть рядом

Голубая мечеть

Напротив музея Айя-София расположена Голубая мечеть, построенная при правлении султана Ахмета I в 1609-1916 гг. с целью восстановления авторитета Турции. Интересной особенностью является тот факт, что на постройку этой (действующей) мечети тратились бюджетные деньги государства, в то время как обычай диктовал использовать средства завоеванных государств.

Свое название мечеть получила из-за цвета использованных изникских изразцов в отделке интерьера. Для изникских фабрик изготовление голубой керамической плитки по указу Ахмета I стало последней работой султан запретил выпускать продукцию для других целей. Но большие объемы работы сказались на качестве: со временем камень потерял первоначальные цвета.

Особого внимания заслуживает внутреннее убранство мечети: вырезанный из цельного куска, мраморный михраб, растительные мотивы, украшающие стены. Архитектурный стиль представляет собой смесь османского и византийского зодчества.

А 6 минаретов практически уравняли Голубую мечеть с исламской святыней, мечетью Масджид аль Харам, которой вскоре пристроили еще один минарет для восстановления первенства. Вне зависимости от вероисповедания Голубая мечеть рекомендуется для экскурсионного посещения туристами.

Площадь Ипподром

Голубая мечеть отделена от музея Айя-София площадью Ипподром. Конные бега одно из основных развлечений древнего мира требовали наличия соответствующей площадки. В Константинополе ипподром был внушительных размеров и мог вместить более 40 тыс. зрителей.

После падения Константинополя комплекс разграбили, сама площадь уменьшилась в размерах и стала служить местом для конных прогулок и многодневных церемониальных мероприятий. До сегодняшних дней ипподром так и не застроен, однако до современников дошли только редкие руины.

Стоит обратить внимание на обелиск Феодосия, выполненный из розового гранита. Легенды гласят, что обелиск был значительно выше, но укорочен при транспортировке из Луксора в Константинополь в 390 г.

Змеиная колонна представляла собой бронзовую кадильницу. Но чаша давно утрачена, а из трех змеиных голов археологи обнаружили лишь одну, которая теперь хранится в археологическом музее Стамбула. 5-метровые остатки колонны часто называют «витой колонной».

Колонна Константина, 21-метровое сооружение из тщательно подогнанных каменных блоков, единственная из сохранившихся украшений спины ипподрома, созданная в византийскую эпоху. В 944 г. колонна была отреставрирована и украшена позолоченными пластинами с гравюрами. Во время крестового похода все украшения были переплавлены и вывезены.

Немецкий источник украшает вход на площадь Ипподром и имеет интересную историю. Созданная в Германии, конструкция была привезена в Стамбул и установлена в качестве благодарности Вильгельма II за возможность строительства железнодорожного пути через город.

Постройка диссонирует с древними историческими памятниками в стилевом отношении, хоть и обладает неповторимой красотой. На восьмиугольном высоком основании расположена беседка. Ее купол выложен золотой мозаикой и вензелями Вильгельма II и Абдул-Гамида II. Семь сторон мраморного основания оборудованы кранами и чашами.

Цистерна базилика

Еще одной интересной достопримечательностью Стамбула вблизи собора Святой Софии является Цистерна базилика. Более 40 цистерн было обнаружено под бывшем Константинополем. Очевидно, что водохранилища создавались на случай длительной осады города.

Резервуар объемом 80 тыс. м3 строился не одно столетие. Его стены выложены из огнеупорного кирпича и заизолированы водостойким раствором. 336 разномастных колон, происхождение которых точно не установлено, поддерживают свод на высоте 8 м.

В Цистерне сняты кадры таких известных кинокартин, как «Одиссея», «Из России с любовью». Д. Браун выбрал Цистерну главным местом действия своего романа «Инферно». Масштабность, уникальность этой достопримечательности заслуживают внимания туристов Стамбула.

Даже оказавшись проездом в Турции, стоит найти возможность посетить храм Святой Софии в бывшем Константинополе, проникнуться духом византийской эпохи, почувствовать влияние, которое оказывают масштабы и красота собора.

Видео на тему: Храм Святой Софии в Константинополе

Храм Софии в Константинополе:

Оцените статью
Туризм, курорты и путешествия - лучшие достопримечательности, отели и пляжи всего мира