В Ташкенте расположено одно из уникальнейших зданий с необычной историей – собор Святейшего Сердца Иисуса католический храм, архитектурный памятник и объект культурного наследия в одном лице.
Собор Святейшего Сердца Иисуса в Ташкенте сегодня
Собор Святейшего Сердца Иисуса, также известный как «Польский костел», является сердцем католического прихода, а еще имеет статус важного архитектурного строения не только в Ташкенте, а и во всем Узбекистане. Праздник Святейшего Сердца, в честь которого освящен собор, почитается в католической традиции, как один из важнейших праздников, и имеет статус торжества.
Ему посвящаются преимущественно центральные храмы. Для жителей города собор является местом для встреч единомышленников, бесед со священниками и участия в полноценной жизни прихода.
Кроме этого, храм является концертным залом и центром музыкальной культуры в частности, здесь с 2000 г. проводятся регулярные концерты органной музыки. Информация о городских концертах регулярно появляется на городских сайтах.
История основания, строительства
Католический священник Иустин Бонавентура Пранайтис был известным антисемитом и автором многих псевдонаучных статей против еврейского народа, и совмещал активную гражданскую позицию с активной религиозной деятельностью. В 1902 г. он был направлен в Ташкент куратором туркестанского края, и развернул здесь масштабное католическое миссионерство.
Ему удалось обратить в католичество несколько высоких чинов из Туркестанского гарнизона. Благодаря его инициативе был построен ряд католических храмов в Самарканде и Бухаре. В 1905 г. началось строительство временной часовни в честь Непорочного Зачатия Девы Марии, сама часовня была разрушена в 1966 г.
В 1912 г. католическая община составляла 2 300 человек, и для нужд общины было решено строить полноценный костел. Пранайтисом был заказан проект храма, и строительство развернулось полным ходом. Первыми строителями были рабочие-католики, которых категорически не хватало. Также в строительстве участвовали и солдаты-католики, они тратили на участие в строительстве свободное время.
Это вызывало постоянные конфликты с городской администрацией, так как они считали, что Пранайтис принуждает солдат к стройке своими проповедями, что вело за собой сильную усталость солдат по их возвращению в полк. Собор Святейшего Сердца Иисуса так же задействовал в строительстве большое количество военнопленных, которые размещались в Туркестане и, в частности, в Ташкенте.
Город был местом постоянного размещения военнопленных в ходе Первой мировой войны. Среди пленных находилось большое количество инженеров и каменщиков, которые были немедленно привлечены к строительству.
В 1917 г. умирает Пранайтис, идейный вдохновитель строительства собора, и руководство принимает на себя священник Болеслав Рутенис. В 1918 г. католическая община получает официальную регистрацию. Октябрьская революция и смена власти притормозила, а потом и вовсе остановила строительство из-за кардинальной нехватки средств на постройку собора, в выделении средств большевиками было отказано.
Храм оставался недостроенным и в 1925 г. он был национализирован и передан государству. Здесь вплоть до 1976 г. размещались склады, общежития, предприятия. На тот момент в храме уже были некоторые элементы внутренней отделки, такие как готовые статуи, и все они были разрушены в ходе эксплуатации здания костела.
В 1976 г. властями Ташкента было решено отреставрировать здание и передать его министерству культуры. Уже в 1981 г. после осмотра костел был признан как архитектурно-исторический памятник и начались переговоры о возвращении здания католическому приходу, который был заново зарегистрирован в 1990 г.
Переговоры были завершены в 1992 г. передачей здания на баланс нового прихода. Сюда были направлены францисканцы для возрождения костела и помощи общине. Тогда же началась масштабная реконструкция костела, которая длилась до 2000 г. В 2002 г. костел был освящен, и в нем начались регулярные богослужения.
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Архитектором и автором проекта стал Людвик Панчакевич, известный польский архитектор. Он и прежде проектировал католические церкви, к его творениям принадлежит как минимум 3 церкви в Варшаве. В 1993 г. новым архитектором храма стал Сергей Адамов, занимающийся восстановлением костела.
Собор еще на первом этапе постройки стал считаться одним из самых необычных церковных сооружений в современном городе. Внешне он богато украшен, одновременно оставаясь верным всем канонам готического стиля. Внешние стены храма выполнены из облицовочного камня, украшены бортиками и выступающими декоративными элементами.
Сам храм расположен на искусственном облицованном возвышении. Вход к храму обозначает высокая пологая лестница с более чем 20-ю ступенями, идентичная лестница расположена и сбоку для подъема на окружающую храм площадку. Эта площадка одновременно является определенным подклетом с комнатами и административными кабинетами.
Фасад храма украшают квадратные выступающие колонны с острыми шпилями-башенками и острым украшенным куполом, что в целом напоминает средневековые замки с округлыми узкими окнами и бойницами в украшениях. На фасаде расположена роза – характерное для готических храмов круглое оно, разделенное на секторы в виде цветочных лепестков. Наверху храма располагается колокольня.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Барнаул. Достопримечательности, где находится на карте России.
Внутреннее убранство
Архитектура и интерьер храма производят впечатление масштабности. Готический стиль подчеркивается внутренней облицовкой стен, выполненной из гранита и мраморных плит. Внутри костел разделен на залы и этажи. На первом этаже слева от входа расположен зал Иоанна Павла II, папы Римского, в этом зале проводятся лекции, встречи и чаепития.
По центру находится вход в приходскую библиотеку. Справа от входа расположен зал святого Антония Падуанского – здесь находится мозаичное панно и статуя святого Антония, во время ремонта основного храма в этом зале проводились богослужения. В коридорах находится множество икон.
Второй этаж здания занимает молитвенный зал Вознесения, где проводятся воскресные службы. В центре зала расположена бронзовая статуя. В окнах костела установлены цветные расписные витражи: в отличие от привычных витражей, на стекло нанесена краска с последующим обжигом стекла. Стены внутри зала украшены изображениями сцен из библии, орнаментами и католической символикой.
Двери и мебель внутри собора изготовлены из особых пород дерева. Справа в центральном зале расположена исповедальня. В центральном зале находится орган на 26 голосов, подарок от прихода города Бонна. На колоннах внутри храма расположены барельефы, изображающие сцены из земной жизни Иисуса Христа.
С 1999 г. над реставрацией комплекса работал местный мастер Владимир Пилипюк. Его инициативой было создание общего проекта внутренней части собора и подбор интерьера для костела. Им уже выполнены входные ворота, навесы и дверные ручки, лестничные украшения, ритуальные подсвечники и семисвечник, восстановлен внутренний язык колокола, настенные светильники.
Святыни и мощи
К почитаемым святыням храма относится 2-метровая статуя Иисуса Христа. Она выполнена из бронзы и находится в центре зала и изображает Иисуса в момент вознесения, окруженного лучами славы из медных изогнутых пластин. Статуя полна динамики, ее расположение напротив окон позволяет ей всегда быть озаренной солнцем.
Духовенство, наставники
Штат церкви состоит из 5-ти человек: 2-х монахов-францисканцев, 2-х монахов, что могут совершать мессу, а возглавляет их епископ Ежи Мацулевич. Епископ носит титул апостольского администратора Узбекистана, а так же является титулярным епископом. В 1989 г. Ежи Мацулевич вступил в орден францисканцев, в 1997 г. получил академическую степень богословия.
В 2001 г. он стал генеральным ассистентом одного из ответвлений Францисканцев. В 2005 г. была совершена его епископская хиротония. Он стал первым в истории католическом епископом для Узбекистана. Настоятелем храма является о. Люциан Шиманский.
Социальная работа, повседневная жизнь
Храм проводит активную социальную и культурную работу в Ташкенте, постоянно скрепляя прихожан верой и духовными связями. Проходят регулярные встречи, библейские беседы, миссионерская работа.
Приход ведет активную работу