Храм Кхаджурахо, Индия. Фото и описание

Во времена династии Чандела в Центральной Индии был построен комплекс храмов Кхаджурахо, величие и уникальность которого передают фото святынь. Известность затерянным в джунглях строениям принесли необычные эротические скульптуры, украшающие их фасады, хотя этой теме посвящена только десятая часть декора.

Содержание

Расположение храмов Кхаджурахо

Город Khajuraho (Кхаджурахо) в IX—XIII вв. был столицей государства Чандела. Он расположен в центральной части Индии, в Чаттарпурском районе – одном из 24 округов штата Мадхья-Прадеш. Сейчас это небольшая деревня, существующая за счет туристов.

Храмовый комплекс раскинулся в стороне от привычных туристических маршрутов, примерно в 620 км на юго-восток от Нью-Дели. Рядом есть небольшой городок с одноименным названием. В 50 км от памятников лежит город Чхатарпур, связанный автомобильной трассой со столицей штата.

Храм Кхаджурахо, Индия

На протяжении 2-х столетий в бывшей столице династии Чандела было построено 85 храмов, занимавших площадь 20 кв. км. Сейчас туристы и паломники могут увидеть 25 оставшихся сооружений, раскинувшихся на 6 кв. км, а в хорошей сохранности только 22 из них.

Происхождение комплекса храмов Кхаджурахо

Храм Кхаджурахо в Индии, фотографии которого отражают величие архитектуры и мастерство древних строителей, выстроен во времена великих ценителей искусства – династии Раджпутов Чандела. Основная часть комплекса была воздвигнута между 950 и 1060 гг. За периодом расцвета последовало печальное забвение. Долгие столетия архитектурные шедевры были укрыты непроходимыми джунглями.

Изначально Кхаджурахо был столицей государства, но довольно быстро из административного центра превратился в религиозный. Слава храмового комплекса померкла вместе с закатом династий Чандела. А в XVI веке эту территорию завоевали Великие Моголы, и правители Чандела покинули свои земли в поисках более безопасного места.

Западный мир узнал о существовании уникальных святынь только в 1838 г. благодаря английскому путешественнику Т. С. Барту. Мнения ученых того времени о достоинствах храмов расходились. Один из них назвал строения «отвратительно непристойными», но этот же человек объяснял превосходную сохранность зданий божественной защитой тех самых «непристойных» сцен.

В конце XIX века другой английский исследователь, Александр Каннингем, детально изучил экзотическую архитектуру. Его доклады позволили по достоинству оценить значение и величие храмового комплекса. С 1986 г. величественная святыня является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

История храмов, легенды

Существует красивая легенда о возникновении храма любви. У одного знатного индуса была прекрасная дочь по имени Хемавати. Бог Луны увидел красавицу однажды вечером, когда она купалась в реке Рати. Небожитель не смог устоять перед таким совершенством, спустился на землю и соблазнил девушку.

Когда незамужняя Хемавати поняла, что понесла от бога, она впала в отчаяние, обвинила своего соблазнителя в том, что он разрушил ее жизнь, погубил репутацию, и хотела даже проклясть своего любовника. Но бог Луны успокоил возлюбленную и пообещал, что их сын станет царем огромной страны.

Чтобы предсказание сбылось, будущая мать должна была покинуть Бенарес и отправится в край, где растут финиковые пальмы. На санскрите «кхаджу» обозначает слово «пальма», а «раху» «дорога», «путь». По другой версии у входа в храмы стояли 2 золотые финиковые пальмы, но позже они были утеряны.

Хемавати удалилась от людей в дремучие леса Центральной Индии, где и появился на свет ее сын. Она дала младенцу имя Чандраварман. Женщина сама воспитывала и обучала ребенка, стала ему не только любящей матерью, но и строгим наставником.

Легенда гласит, что к своему 16-летию сын бога Луны голыми руками мог убить тигра или льва. Когда потомок бога стал правителем, он исполнил давнюю мечту своей матери – построил храмы, чтобы снять вину за грех внебрачной связи.

Монументальная архитектура

Храм Кхаджурахо в Индии, фото которого передают монументальность архитектуры, напоминает фантастическую каменную книгу, написанную на понятном всем языке. Его изображения складываются в стройное повествование о богах и героях, о любви и ненависти, о битвах и наслаждениях.

Музейный комплекс дает развернутое представление о расцвете средневековой индийской архитектуры. Большинство сооружений выполнено из светло-коричневого песчаника и имеют высокую платформу-цоколь. Характерного для индийских храмов ограждения здесь нет. Здания образуют 3 компактные группы.

Вход во все храмы, кроме святилища Чатурбхуджа, направлен на восток.

Из сохранившихся построек:

  • 6 посвящены Вишну;
  • 1 – Ганеше;
  • 1 – богу Солнца;
  • 3 – Джайну Тиртханкарам.

Часть святилищ лежит в руинах, которые трудно соотнести с конкретными божествами.

Внутреннее устройство и убранство

Обилие статуй характерно только для наружных стен храмов. Внутри многие строения предельно аскетичны, зачастую там нет даже статуй божества, которому посвящены эти святилища.

Читайте также:  Лучшие отели острова Фукуока, Вьетнам: с собственным пляжем, 5 звезд. Фото, расположение на карте, цены и отзывы

Планировка строений соответствует религиозным принципам: вокруг ядра формируются повторяющиеся структуры правильной геометрической формы.

Согласно традиции, строения состоят из:

  • главного святилища;
  • большого вестибюля;
  • открытого павильона с колоннадой, выполняющего роль входа.

Скульптурные композиции, разгадка скульптур

Кандарья-Махадев, один из посвященных Шиве храмов, украшен 900 скульптур. Его стройная башня, шикхара, олицетворяет гору Меру – священный символ Земли и Вселенной. Эротические скульптуры украшают только наружные стены храмов. Объяснение этому можно найти в тантрическом учении.

Наука Тантры утверждает, что избавиться от желания можно, только пресытившись им. Человек должен осознать свою сексуальность, пройти все ее стадии и обрести состояние, когда секс перестает иметь значение. И только тогда он может войти в храм. Эротика на внешних стенах святыни символизирует преходящий мир, сквозь который нужно пройти, чтобы достичь Абсолюта – пустоты, где обитает истина.

Небольшой храм, расположенный рядом со святилищем Лакшманы, украшен изображением кабана. Это олицетворение божества Вишну, имя которого в переводе с санскрита означает «всеобъемлющий».

Образ кабана связан с древней легендой о злом демоне Хираньякша, который умилостивил Брахму своим аскетизмом и получил в дар неуязвимость от всех богов, людей и зверей. Но это не было истинной сущностью демона. Уловка понадобилась ему, чтобы усыпить бдительность светлого бога. Пока Брахма отдыхал,

Хираньякша выкрал Землю и утащил ее в страшные нижние миры. Демон ошибся в одном – составляя список существ, которые его не смогут одолеть, он забыл включить туда кабана. Бог Вишну воспользовался этим, превратится в кабана, убил злую сущность, вернул Веды и поднял Землю на ее законное место.

Эротизм Кхаджурахо

Храмовый комплекс называют «каменной Камасутрой». Главный мотив всех строений – женщина, женское начало во всех его проявлениях. Здесь есть женщины-матери, играющие с детьми, женщины-кокетки, демонстрирующие стройную ножку, женщины-хранительницы и женщины-соблазнительницы. Не все скульптуры посвящены теме эротики, но это столь необычное для западного мира украшение святого места сделало Кхаджурахо магнитом для туристов.

Индусы воспринимают эротику не как запретное удовольствие, а как естественную составляющую жизни, одну из сторон любви. На стенах храмов наряду с ежедневными занятиями женщины (домашний уют, забота о детях и муже) представлена другая сторона ее жизни: музыка, танцы, секс.

И эти скульптуры целомудренны. Они не учебник по плотским утехам, не описание сексуальных подвигов, а запечатленная в камне летопись, восхваление женской красоты и изящества, повествование о подвигах, победах и повседневной жизни правителей.

Группы храмов

Храмовый комплекс Кхаджурахо состоит из 3-х групп построек, в каждой из которых есть свой центр:

  • Западная группа формируется вокруг храма Лакшмана.
  • Восточная – вокруг Джавари.
  • Южная – вокруг Дуладео.

Храма Лакшмана

Храмы похожи по архитектурному стилю, но они принадлежат к разным религиозным течениям: джайнизму и индуизму.

Джайнизм считает своим основателем Вардхамана, который носит также имена Махавира и Джина. Легенды утверждают, что это реальный человек, живший в VI в. до н. э. Основное различие между религиозными течениями в отношении к кастовости.

Храм Джавари

Джайнизм отвергает главенство Вед и утверждает, что знания и доступ в общину доступны всем вне зависимости от происхождения. Цель религии – путем праведной жизни освободиться от колеса Сансары, разорвать цепь перерождений и навеки соединиться с Абсолютом.

Перечень храмов Кхаждурахо:

Название группы Западная Южная Восточная
внутренняя за оградой
Входящие

в группу

храмы

Кандария-Махадева,

Читрагупта,

Варахи,

Лакшми,

Лакшмана,

Махадева,

Деви Джагадамба,

Парвати,

Вигванатх,

Пратапешвар.

Матангешвара,

Чаусатх Йогини,

Лалгуан Махадева.

Дуладео,

Чатурбхуджа,

Биджамандала.

Брахмы,

Ханумана,

Ваманы,

Джавари,

Гхантаи,

Паршванатх,

Ади Натх,

Шанти Натх.

Западная группа внутри ограждения

У храмов Кхаджурахо архитектура Западной группы строений считается пиком искусства мастеров Индии, что наглядно демонстрируют фото шедевров. В эту группу входят 10 построек, возведенных в X – XI вв. н. э.

Среди них жемчужина Кхаджурахо – храм Кандария-Махадева, несколько полуразрушенных святынь и одно из немногих в Индии святилищ Бога Солнца Сурьи – храм Читрагупта.

Западная группа снаружи ограждения

За пределами ограды расположено 3 храма:

  • Матангешвара, единственный в Западной группе действующий храм;
  • Чаусатх Йогини, старейшая постройка в Кхаджурахо посвященная 64 йогам, прислужницам богини Кали;
  • Лалгуан Махадева, построенное в X в. святилище Шивы плохо сохранилось.

Храм Матангешвара

Единственный функционирующий храм посвящен Шиве и украшен лингамом (шпилем) высотой 2 м. Самый высокий шпиль (80 м) принадлежит святилищу Кандарья-Махадева.

Восточная группа храмы старой деревни

В восточную группу входят индуистские храмы:

  • Брахмы;
  • Ханумана;
  • Ваманы;
  • Джавари.

Храм Брахмы

Святилище Брахмы, бога творения, выстроено из гранита и песчаника. Это одно из старейших зданий музейного комплекса. Храм не производит особого впечатления, если не задумываться о времени, прошедшем с начала постройки.

Восточная группа Джайнская территория (Jain Enclosure)

К джайнистским храмам Восточной группы относятся:

  • Гхантаи;
  • Паршванатх;
  • Ади Натх;
  • Шанти Натх.

Храм Ади Натх

Внешне фасады Паршванатх и Ади Натх мало отличаются от индуистских святынь. Среди изображений есть как индуистские боги, так и джайнистские святые (тиртханкары). Отличить одни скульптуры от других под силу только специалисту. Подсказки дают уникальные атрибуты каждого бога или сопровождающие его животные. Например, святых отличает нагота или ромбовидный знак на груди.

Читайте также:  Карта Турции на русском языке географическая крупная. Города, курорты, отели, граница с государствами

Южная группа

Храм Кхаджурахо в Индии, фото южной группы которого отражают более поздний стиль, привлекает внимание не только как святыня, но и как великолепный образец архитектуры.

В южную группу входят храмы:

  • Дуладео;
  • Чатурбхуджа;
  • Биджамандала.

Храм Чатурбхуджа

Это сравнительно новые постройки возрастом 800-900 лет. Несмотря на «молодость» они сохранились не очень хорошо. Например, храм Биджамандала представляет собой груду развалин, которые обнаружили случайно. Изначально святыня задумывалась как самое крупное строение в Кхаджурахо, но строительство не было закончено. По одной из версий, властям просто не хватило средств на завершение проекта.

Состав комплекса

В Западной группе больше всего строений. В нее входят единственный действующий и самый эротичный храмы. В Восточной части соединены индуистские и джайнистские святилища. Южная группа – самая маленькая, в ней всего три храма. Она находится примерно в 5 км от центра комплекса.

Вишванатха

Это огромное святилище производит впечатление не только своими размерами. Здесь почитают Вишванатха – одну из ипостасей Шивы, символизирующую властелина мира. Стиль строения напоминает храмы Лакшмана и Кандария.

Стены украшают изображения божеств, небесных дев, влюбленных пар, слонов, львов, и мифических существ. Это прекрасное обрамление для огромного изваяния трехликого Брахмы.

Нанди

Белый бык Нанди – спутник воплощения Шивы Вишванатха. Ему посвящено отдельное святилище, расположенное возле храма Вишванатха.

Постройка входит в Западную часть комплекса.

Парвати

Парвати – одно из имен супруги Шивы. Святилище расположено в рядом с храмом Вишванатха. Здание стоит на массивной платформе.

Во время обнаружения оно было практически разрушено. В недавнем прошлом его основательно отреставрировали.

Читрагупта

Храм построен в честь бога Солнца.

В центре святилища установлена статуя Сурьи (бог солнца в индуизме). Божество изображено на огненной колеснице, которую несет семерка великолепных лошадей.

Кандария

Кандария Махадев – храм бога Шивы. Это один из главных божеств индуистского пантеона.

Шива соединяет в себе два начала – разрушение и созидание. Самое посещаемое святилище площадью 600 кв. м. имеет шпиль высотой 35 м.

Деви Джагадамба

Постройка считается самой эротичной во всем комплексе.

Изображения отличаются особой деталировкой и реалистичностью.

Лакшмана

Построенное в X в. н. э. святилище лучше всего сохранилось до наших дней. Оно прославляет персонажа эпоса «Рамаяна», брата знаменитого царя-героя Рамы.

Эта фигура считается одним из воплощений бога Вишну. Наружные стены украшают батальные и эротические сцены.

Варахи и Лакшми

Строения расположены рядом. Варахи – одна из аватар Вишну. Божество изображают в виде кабана или вепря, спасшего мир от злого демона. Внутри находится изображение кабана с целым пантеоном божеств по бокам.

Храм Лакшми самый маленький из всей западной группы. Он посвящен супруге Вишну, богине процветания, благополучия, удачи и богатства. В иконографии Лакшми изображают как прекрасную женщину с четырьмя руками, стоящую или сидящую на цветке лотоса. Двумя руками она держит цветы, а двумя другими благословляет верующих.

Ханумана

Хануман – сын бога ветра Ваю, один из героев эпоса «Рамаяна», аватара Шивы. Его изображают как человека с обезьяньей головой. В иудаизме божество чтят как наставника в науках и покровителя деревенской жизни.

Ваманы

Индуистский хам аватара Вишну построен в X в. В буквальном переводе «Вамана» значит «карлик». Это пятое из десяти воплощений бога. По легенде Вишну превратился в карлика-брахмана, чтобы перехитрить могучего царя демонов Бали и отстоять вселенную.

Вамана изображают с высоко поднятой ногой, готового сделать гигантский шаг, охватывающий половину земли. По легенде двумя шагами бог охватил всю землю, оставив демонам только подземный мир.

Джавари

Храм бога Шивы расположен в восточной части комплекса. Внешние стены украшены тремя группами сохранившихся скульптур. Голова находящегося внутри изображения божества практически отсутствует, но окружающий его декор находится в хорошем состоянии.

Над входом нависает уникальная резная арка, напоминающая каменное кружево. Потолок портика выполнен с удивительным мастерством в том же «кружевном» стиле.

Шивы

Шиве посвящен храм Кандария Махадева, входящий в Западную группу. Это своеобразная визитная карточка музейного комплекса.

Именно эту постройку чаще всего изображают на открытках и буклетах. На алтаре установлен символ божества – пенис, сделанный из мрамора.

Шантинатх

Джайнистский храм расположен в Восточной части комплекса. Он включает две святыни периода Чандела и фрагменты других строений. Ядро храма – самая старая его часть с ограждением из алтарей древней работы.

В плане строение выглядит как четырехугольник с внутренним двором. В центре изображение Шантинатха, окруженное 24 джайнистскими тиртханкарами (спаситель, духовный учитель). Шантинатха – один из святых, ставших сиддхой (освобожденной душой, разрушившей свою карму).

Паршванатх

Памятник отличается утонченной изысканной резьбой с превосходной деталировкой. Святилище посвящено одному из тиртханкаров (духовных наставников).

Паршва – официально признанная историческая личность, реальный человек, живший в XI или X вв. до н. э. Его изображают сидящим в позе лотоса с головой, окруженной многоголовой змеей в виде капюшона.

Читайте также:  Delphin Imperial Hotel 5* (Дельфин Империал Лара) отель Анталия, Турция. Описание, цены на туры

Адинатх

Джайнистское святилище расположено в Восточной группе. Адинатх – реальная историческая личность, наставник, спаситель.

Внутри находится статуя святого, выполненная из черного камня. До наших дней сохранились только вестибюль и главное святилище.

Дуладео

Храм возведен в XII в. н. э. Это самая «молодая» из изначальных построек, что сказывается на качестве украшений. Здесь нет филигранной точности древних мастеров, скульптуры выглядят грубовато. Но это дает возможность сравнить архитектурные стили и технику исполнения.

Чатурбхуджу

Это тоже постройка XII в. н. э. Основное отличие святыни от прочих строений Кхаджурахо – отсутствие эротических мотивов в оформлении.

Внутри находится статуя Вишну в виде человека с четырьмя руками. Это божество обычно изображают с синей, голубоватой или черной кожей, в желтых одеждах. Атрибуты Вишну – цветок лотоса, булава, раковина и чакра (оружие бога, вращающийся огненный диск).

Очерёдность осмотра храмов

Полностью отсмотреть музейный комплекс можно за пару часов. Если времени мало, начинать лучше с самой крупной Восточной группы. Гиды имеют право менять маршрут экскурсии в зависимости от погодных условий.

Осмотр Западной группы храмов стоит отложить напоследок. В восточной части музейного комплекса есть древний храм Брахмы, который не произведет должного впечатления после относительно новых и современных строений.

Музеи Каджурахо

Музеи пользуются меньшей популярностью. Обычно в них малолюдно. Помещения и экспозиции довольно скромных размеров. Кроме музеев туристы посещают Национальный парк Бандхавгарх и старинный форт Ajaygarh.

Археологический музей

В Археологический музей разрешен вход по билету в Западную часть комплекса. Он стоит на центральной площади. Здесь представлены образцы работы древних мастеров: фризы, скульптуры, фрагменты резьбы.

В экспозиции есть статуя сидящего Будды, танцующего Ганеши, возлежащего на змее Вишну. Музей открыт с 10:00 до 17:00 ежедневно кроме пятницы. Цена осмотра 10 INR (если нет билета в Западную группу).

Музей племен и народного искусства Адиварт

Здесь представлена небольшая экспозиция предметов народного быта и прикладного искусства. Музей находится на главной дороге в 0,5 км к северу от центра комплекса. Вход стоит 50 INR для иностранцев и 10 INR для индийцев. Выходной – вторник.

Старая деревня

Это осколок прошлого, настоящая деревня с выкрашенными в яркие цвета домиками, где живут люди. Основное занятие местных жителей – сельское хозяйство. Деревня находится рядом с Западной частью. Пешком до нее можно дойти за 15 мин.

Перемещение по Кхаджурахо, на каком транспорте осматривать

По комплексу передвигаются пешком, на моторикше или велосипеде. Аренда велосипеда на целый день стоит примерно 60 INR, но запрашивать могут намного больше. Велорикша берет 10-20 INR за экскурсию по комплексу и 100-200 INR за целый день..

Как добраться до храмового комплекса и обратно

Авиасообщением с Кхаджурахо занимаются компании Jet Airways и Air India. Путешествие по железной дороге в общем вагоне может шокировать.  Не стоит ожидать комфортного путешествия и на такси: состояние дорог далеко от идеального.

Самолет

Район памятников обслуживается Гражданским аэродромом Кхаджурахо, откуда есть рейсы в Дели, Агра, Мумбаи и Варанаси. Аэропорт расположен в 5 км от города.

Рейсы из Дели отправляются каждый день в 13:45 (через Варанаси).  Air India предоставляет рейсы по тому же маршруту по понедельникам, средам и пятницам.

Автобус

Города Сатна и Джанси связаны с Кхаджурахо регулярными автобусными рейсами. Поездка занимает 5-6 ч. Есть три рейса в Джанси: 5:30, 7:00, 9:00. Стоимость билета 130 INR. Автобус довозит до перекрестка с дорогой на Орчху, откуда можно нанять авторикшу (10 INR с человека).

Такси

Такси обычно используют, чтобы добраться до музейного комплекса из близлежащих городов Сатны и Джанси. Поездка длится примерно 3 ч. Стоимость такси от аэропорта или железнодорожной станции 150-200 INR, авторикша вдвое дешевле.

Поезд

Железнодорожная станция находится примерно в 6 км от входа в музейный комплекс. 6 раз в неделю (кроме четверга) сюда приходят составы из Дели. Отправление в 21:30, прибытие в 8:00.

Другой вариант: доехать от Дели до Джанси, и сделать пересадку на местный поезд. Из Мумбаи или Аллахабада есть рейсы до Сатны (117 км от музейного комплекса), где можно воспользоваться местным транспортом или нанять такси.

Советы туристам

Храм Кхаджурахо в Индии фотографировать лучше в солнечную погоду. В сезон дождей, с апреля по июль включительно, однотонные скульптуры выглядят не так эффектно на фоне серого неба.

Назойливость местных жителей может раздражать. Постоянным вымогательством, требованием платы за фото занимаются не только взрослые, но и дети. У местных йогов и массажистов нет квалификации, пользоваться их услугами стоит осторожно.

Западная и Южная части не огорожены. Храмы можно осматривать в любое время и бесплатно. В феврале-марте здесь проходит танцевальный фестиваль. В интернет-кафе час обычно стоит от 40 INR, звонок по Skype – 50 INR.

Неприкрытый эротизм храмов Кхаджурахо в Индии, запечатленный на бесчисленных фото, может шокировать неискушенного зрителя. Но это не свидетельство развращенных нравов, а песнь о соединении мужского и женского начала. Это летопись в камне и гимн красоте.

Видео о комплексе храмов

Видео-обзор комплекса храмов Кхаджурахо в Индии:

Оцените статью
Туризм, курорты и путешествия - лучшие достопримечательности, отели и пляжи всего мира