Графская пристань, Севастополь. Фото, история, интересные факты, экскурсии

Графская пристань, построенная в год основания Севастополя, уже более 170 лет является не просто впечатляющей достопримечательностью, она – свидетельница и участница политической, социальной и культурной жизни портового, крымского города. А также – это любимое место встреч и прогулок местных жителей и туристов.

Архитектура, внешний вид

Все моряки и пассажиры судов, приходящие в Севастополь с моря, видят перед собой торжественный, величавый комплекс, состоящий из роскошной широкой лестницы в четыре марша, которая взлетает вверх к белоснежной колоннаде. По бокам – обрамление из гранитных парапетов переходит в подпорные стенки, расходящиеся в обе стороны, словно распахнутые створы ворот.

Два мраморных льва, лежа на пьедесталах у подножия лестничного марша, стерегут эти морские врата Севастополя, внимательно вглядываясь вдаль.

Поднявшись по парадной лестнице наверх, прибывшие морем проходят на городскую площадь через колоннаду, выполненную в классическом античном стиле. Колонны дорического ордера, поставленные в два ряда, (по шесть штук в каждом) держат классический антаблемент со строгим оформлением, на котором указана дата завершения строительства сооружения: «1846».

Графская пристань, Севастополь, раньше ее называли Царской пристанью.

Длина колоннады – 18,2 м; ширина – 2,8 м; высота – 6,5 м. В боковых пилонах, кажущихся массивными и мощными, есть небольшие арочные ниши, где поставлены мраморные статуи. Проект комплекса в 1837 году разработан Джоном Уптоном, англичанином, находившимся на русской военной службе.

С 1833 по 1849 годы он создал в Севастополе многие объекты адмиралтейства: набережные, пристани, сухие доки. Проект был воплощен в жизнь полностью и без изменений благодаря смелости и настойчивости мореплавателя, адмирала, первооткрывателя Антарктиды Лазарева Михаила Петровича, бывшего в то время градоначальником и возглавлял Черноморский флот.

Мраморные львы – работа Фердинандо Пелличио, скульптора из Италии. Лестничные марши и боковые парапеты выполнены из гранита, а колоннада – из инкерманского камня. Белоснежный известняк добывался в окрестностях крымского города Инкермана, неподалеку от Севастополя.

Этот камень широко использовался в строительстве с античных времен, его охотно покупали древние римляне. Он всегда ценился за красоту, легкость в обработке и прочность. Многие сооружения Севастополя построены из этого камня.

Исторические факты

Графская пристань (Севастополь начал строиться в 1783 году) стала первым объектом нового, только возводимого города. Сооружение из дерева для причаливания корабельных шлюпок установили на западном берегу Южной бухты за «месяц с небольшим». Через 4 года к приезду императрицы Екатерины II заменили деревянные ступени лестницы на каменные.

Безымянная пристань по указу князя Г.А. Потемкина стала официально именоваться «Екатерининской». Но жители города так ее не называли никогда. Звучное имя: «Графская пристань», – она получила неожиданно и навсегда.

Граф М.И. Войнович, возглавлявший Севастопольский флот в 70-е годы XVIII века, прибывая ежедневно на службу со своего хутора на Северной стороне, высаживался на берег Южной бухты в этом месте.

Позднее адмирал М.П. Лазарев, пытаясь объяснить столичному руководству несоответствие заслуг коллеги и оказанной ему высокой чести, писал в рапорте, что такое: «… имя дали великолепной пристани… просто, без всякого намерения». В 1925 году была предпринята еще одна попытка поменять «старорежимное» имя, его объявили: «Имени III Интернационала».

Но она так и оставалась в народе «Графской», каковой и является до сих пор. В 30-х годах XIX века появилась необходимость в строительстве более значительной пристани, которая на фоне отстраивавшегося города выглядела жалко. М.П.Лазарев, убедив в этом руководство, получил разрешение на начало работ.

Читайте также:  Швеция. Достопримечательности, города, интересные места, что посмотреть туристу. Фото

Проектирование объекта осуществил Д. Уптон, он же, проведя изыскательские работы, «посадил» сооружение на местность. Комплекс предусматривал наличие лестницы, колоннады и домиков для караула. Через год, в 1838 году документ был подписан Николаем I, но без колоннады, которую император посчитал излишеством.

Однако Лазарев, рискуя навлечь на себя монаршую немилость, неоднократно обращался с этим вопросом к царю, пока в 1844 году не получил согласие на выполнение всего объема. Настойчивость адмирала дала возможность архитекторам заменить и старых львов, изготовленных из песчаника и разрушающихся от непогоды, на мраморных, привезенных по специальному заказу из Каррары (Италия).

Деньги на это поступили из казны Морской строительной части. В 1846 году строительство комплекса было завершено окончательно, и парадные морские ворота распахнулись перед прибывающими в Севастополь. В 50-е годы XIX века при участии Севастополя в Крымской войне Южная бухта являлась отправной точкой боеприпасов и продовольствия для всех воюющих бастионов.

При обстреле города вражеской артиллерией взорвалась стоявшая у причала баржа с боеприпасами. Разрушения были огромны: пострадали не только сооружения пристани, но и близлежащие дома. Позже объект восстановили, и пристань стала любимым местом встреч и прогулок жителей Севастополя. Здесь продавали лимонад от купчихи Евтеевой, стояли извозчики.

В начале ВОВ крейсер «Червона Украина», стоя напротив Графской пристани, более 10 дней вел бой против немецких войск, уничтожив немало живой силы и техники врага. Корабль погиб, а пристань значительно пострадала. Восстановили ее после войны. Реставрационные работы проводились также в 60-е и 80-е годы XX века.

Графская пристань (Севастополь носит гордое имя Города-Героя) с 2015 года является памятником культуры РФ, а также национальным памятником Украины.

Легенды и суеверия

Очевидно, возникновение легенды связано с периодическим прохождением по парадной лестнице высшего командования Военно-Морского Черноморского флота. Считается, что если женщина, загадав желание о карьере близкого мужчины (мужа, сына, брата), спустится по центру лестницы сверху до самого причала, не отвлекаясь и повторяя мечту про себя, родственник дорастет в будущем до адмирала флота.

Еще одному суеверию старательно следуют севастопольские молодожены, от них не отстают и остальные граждане: если одному из охранников-львов вложить в пасть руку и загадать желание, оно непременно сбудется.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Карта черноморского побережья России с курортами: городами и поселками.

Мемориальные доски

На памятных досках, прикрепленных к пилонам колоннады, описаны исторические события, связанные с Графской пристанью:

  1. В 1853 году на пристань сошел вице-адмирал П.С. Нахимов – победитель Синопского сражения. Русские моряки разгромили турецкую эскадру, и были торжественно встречены севастопольцами. В память события установлен День воинской славы России.
  2. Памятная доска установлена в честь подвига моряков крейсера «Червона Украина», совершенного в 1941 году.
  3. В 1905 году П.П. Шмидт, один из руководителей Севастопольского восстания, ступил с причала на борт шлюпки, доставившей его на «Очаков», где он возглавил восставших моряков. В 1917 году к причалу подошел крейсер с останками руководителей восстания, которых расстреляли при подавлении мятежа. Корабль встретили тысячи людей с салютом, цветами и флагами. На причале отслужили панихиду и пронесли останки революционеров через город к Покровскому собору, где и захоронили.
  4. В 1920 году части Красной Армии под руководством М.В. Фрунзе, прорвав оборону генерала П.Н. Врангеля, вышла к Севастополю со стороны Перекопа. Генерал объявил эвакуацию. От Графской пристани отходили суда, на которых уплыли за границу 150 тыс. человек, из них половина – солдаты и офицеры-белогвардейцы.
  5. В мае 1944 года Севастополь был освобожден от фашистов. Моряки-черноморцы водрузили здесь победное знамя, об этом рассказывает надпись на следующей доске.
Читайте также:  Переезд на Кипр на ПМЖ из России, отзывы об эмиграции, как переехать, плюсы и минусы, что важно знать

Экскурсии с пристани

Графская пристань (Севастополь сегодня – город с развитой туристической отраслью) является многолюдным местом, посетить которое стремятся все гости города. От нее регулярно отходят рейсовые катера, идущие на Северную сторону и экскурсионные суда. Что можно увидеть с моря, отчалив от Графской пристани на экскурсионном катере?

Название маршрута Описание Время, час. Стоимость взр./дет. (руб.)
«Легендарный Севастополь» Обзорная экскурсия по городу с воды позволит увидеть знакомые памятники с другого ракурса, услышать историю Города-Героя и его флота. 0,5 500/300
«Константиновская батарея» Фортификационное сооружение перекрывало врагу вход в Севастопольскую бухту. Она участвовала во всех боях вместе с городом, на территории батареи – братская могила. 0,75 4000 (10 чел.) + 300/150 (музей)
Парад кораблей в День ВМФ Ежегодное торжество по случаю праздника, состоящее из парада военных кораблей, демонстрации моряками «морского боя», спасения тонущего корабля и экипажа, обнаружение и уничтожение мин и многое другое, можно увидеть в непосредственной близости от происходящих событий, с борта катера. 2 2500/1250
Салют в День ВМФ Праздничные залпы салюта, которые даются с военного судна, можно посмотреть, находясь на борту прогулочного катера. 0,75 1500/750
Херсонес Херсонес – место, которое в течение многих веков стремились завоевать кочевники, но византийцам удавалось отстоять свой город. В XVI веке сюда пришел киевский князь Владимир, здесь началось крещение Руси. 1 800/450
«Бухты Севастополя» Самая популярная экскурсия, которая охватывает вниманием максимум достопримечательностей города, дает самую полную информацию о Севастополе, его истории и флоте. 1 800/400
«Боевой Черноморский флот» История о боевых кораблях, стоящих на рейде, об их предшественниках- защитниках русской земли в Крымскую войну и ВОВ. 0,75 500/300

Адрес

Колоннада Графской пристани стоит в историческом центре Севастополя, на площади Нахимова. Номера сооружение не имеет, но ориентиром может служить стоящий неподалеку дом N4 по проспекту Нахимова. Белокаменное сооружение видно отовсюду. Координаты пристани: 44°37′00″ с. ш. 33°31′36″ в. д.

Как добраться на машине, общественном транспорте

Графская пристань находится в центре Старого города, куда можно добраться из разных районов Севастополя на автомобиле, наземным общественным транспортом или на катере.

Через остановку «Площадь Нахимова» проложены маршруты:

  • троллейбусов NN 3, 5, 7, 9, 12, 13;
  • маршрутных такси NN 107, 109, 110, 112.

Стоимость проезда в городе на любом виде общественного транспорта – 20 руб. Туристы, остановившиеся на Северной стороне города, могут воспользоваться катером, который пересекает Севастопольскую бухту и швартуется у Графской пристани.

Катер курсирует по маршруту «Город – Северная» каждые четверть часа, стоимость проезда – 24 руб. В Артиллерийской бухте причаливает паром, следующий также с «Северной», на нем можно переправить машину. Стоимость проезда – 30 руб.

Интересные факты

Изначально в нишах колоннады стояли 4 фигуры из мрамора, две из них безвозвратно утрачены, оставшиеся две являются украшением сооружения.

В архивах найдена переписка М.П. Лазарева с адмиралом А.С. Меншиковым, морским министром Российской империи, с рапортом градоначальника Севастополя о необходимости замены старых скульптур львов, расположенных у основания лестницы пристани, на других.

Старые львы от ветра и морской воды повредились настолько, что «в настоящем виде без крайнего для пристани безобразия оставлены быть не могут». Михаил Петрович получил деньги и заказал новые статуи в Италии. Они до сих пор стоят на пристани. Графская пристань была подробно описана Л.Н. Толстым в его произведении «Севастопольские рассказы».

Читайте также:  Амальфитанское побережье Италии. Где лучше остановится, фото, достопримечательности, отели

Благодаря перу писателя легко представить себе суетливую жизнь, происходившую здесь в годы «Первой обороны Севастополя», то есть в 1854 году. Пострадавшая от взрыва пороха пристань не восстанавливалась так долго, что появился риск ее окончательного разрушения, «если не будет своевременно поддержана».

Пристань – главные морские ворота города и сегодня выглядит торжественно и празднично. От Графской пристани начинается ежегодный парад кораблей, проводимый в День Военно-Морского флота, а также другие морские торжества. Здесь собираются ветераны, вспоминая прошедшие бои. Здесь постоянно толпятся туристы, разглядывая и фотографируя великолепное сооружение.

Аналогичные пристани

Российские берега омываются водами 13-ти морей, имеют 67 портовых городов, каждый из которых принимает суда на нескольких пристанях. Некоторые из них строились одновременно с городом, оставаясь все время только причалами для судов. Но есть сооружения с интересной историей.

Адмиральская пристань (Владивосток)

Когда-то эта пристань в центре города считалась главной. Она была сооружена на берегу бухты Золотой Рог основателями Владивостока, как обычный, деревянный, шлюпочный причал в 1860 году. Название «Адмиральская» она получила сразу же, но не за парадность и красоту, а потому, что здесь швартовались шлюпки с больших кораблей, на которых прибывало и морское начальство, и именитые гости.

Визит наследника престола в 1891 году, цесаревича Николая, который должен был по утвержденному циркуляру прибыть во Владивосток с моря, послужил толчком к украшению города. Первый шаг будущий император Николай II сделает по пристани, а значит, подготовка визита началась отсюда. Адмиральская пристань была приведена в надлежащий вид: подремонтирована, выкрашена, отчищена.

На берегу была сооружена каменная триумфальная арка, через которую цесаревич входил в город. Визит удался: на причал бросали ландыши, будущий государь принял участие в закладке участка Великого Сибирского рельсового пути, каменного вокзала и сухого дока и проследовал далее по стране. Триумфальная (Николаевская) арка, богато украшенная декоративными элементами, была разобрана в 1930 году.

Открытие восстановленного объекта состоялось в 2003 году, и сегодня под ним служат молебны, зажигают лампады, проходят молодожены, толпятся туристы. К арке примыкает городской Адмиральский сквер, позаимствовавший имя у пристани, а сам причал потерял свое первоначальное значение, оставшись рядовой городской пристанью.

Петровская пристань (Кронштадт)

Петр I, основавший город на острове Котлин, одновременно приступил к строительству гаваней. Первая была создана в 1714 году, возводилась она руками солдат, пленных шведов и крестьян, согнанных на остров из разных российских губерний. Далеко в море выступал мол-пристань. В 1836 году на этом месте возводится основательный причал, обшитый досками.

Именно это сооружение принимало именитых гостей из Санкт-Петербурга. В 1913 году на Петровскую пристань сошел император Николай II, он открывал возведенный в Кронштадте Морской собор. Каменной пристань стала во второй половине XIX века, а приобрела окончательный вид, сохранившийся до сих пор, в 1882 году.

Петровская пристань знаменита тем, что с нее начинались многие славные путешествия, в том числе и кругосветные. Сегодня сюда по-прежнему приходят все корабли из Санкт-Петербурга, она остается главными морскими воротами Кронштадта. Ее еще называют Зимней пристанью потому, что здесь зимуют военные корабли Балтийского флота.

Графская пристань – исторически важный памятник Севастополя, является одновременно и ценным архитектурным объектом, и важным культурным сооружением. Несмотря на перенесенные сложные времена, пристань бережно сохранена и пользуется любовью у севастопольцев, вызывая восхищение гостей города.

Видео о Графской пристани, Севастополь

Особенности Графской пристани в Севастополе:

Оцените статью
Туризм, курорты и путешествия - лучшие достопримечательности, отели и пляжи всего мира