Самые красивые станции метро Стокгольма. Фото, схема, карта, как пользоваться, цена билета

Метро Стокгольма (по-шведски «Tunnelbana») – общепризнанная городская достопримечательность, где туристы могут полюбоваться одними из самых красивых станций метро в мире, многие из которых прорублены прямо в природных скалах и больше похожи на подземные арт-галереи. Из 100 станций 48 расположены под землёй, а остальные 52 имеют наземные и надземные платформы.

За год Tunnelbana провозит внушительную цифру пассажиров – более 320 миллионов. Входы на станции обозначаются буквой «T». Хозяином метрополитена является муниципальная компания Storstockholms Lokaltrafik (сокращенно – «SL»), а его обслуживание доверяют фирме, прошедшей конкурсный отбор. Попасть в Tunnelbana можно с 5 утра до 1 часа ночи.

Линии метро

Первая зелёная ветка шведского метро заработала 1 октября 1950 года и пролегала сквозь действующий туннель для скоростных трамваев. Постепенно длина путей увеличивалась. На 1964 год пришлось открытие второй красной ветки, а в 1975 заработал первый участок синей ветки.

В перспективе к 2022 году планируется закончить строительство жёлтой ветки метро. На сегодняшний день общая длина метрополитена в Стокгольме превышает 100 км.

Зелёная линия метро (Gröna linjen) была построена первой и имеет 49 станций. 9 из них выполнены из бетона, 3 прорублены в горных породах, а оставшиеся 37 находятся над землёй. В длину зелёная ветка составляет более 41 км, имеет два ответвления и предлагает три маршрута – Т-17 (от станции Åkeshov до Skarpnäck), Т-18 (от станции Alvik до Farsta strand), Т-19 (от станции Hässelby strand до Hagsätra).

Её станции расположены ближе всех друг к другу. К примеру, расстояние от Slussen до Medborgarplatsen – 449 м. Зелёная ветка пересекается с двумя другими на главном транспортном узле метрополитена – станции T-Centralen. Пересесть на красную ветку можно так же на станциях Slussen и Gamla stan, а на синюю – на станции Fridhemsplan.

Красная линия метро (Röda linjen) предлагает горожанам и туристам два маршрута – Т-13 (от станции Ropsten до Norsnorg) и Т-14 (от станции Mörby centrum до Fruängen). Их общая длина составляет более 41 км. Пути на красной линии проложены на большей глубине, чем на зелёной.

Это позволило создать первые стокгольмские станции метро, прорубленные в скалах – Masmo и Alby. Из 36 станций 4 сделали из бетона, 16 прорублены в скальной породе, а 16 станций проложили над землёй.

Метро Стокгольма, самые красивые станции в котором расположены на синей линии (Blå Linjen), особенно полюбилось туристам за художественное оформление интерьера платформ и стало мировой достопримечательностью. На синей ветке 19 из 20 остановок вагонов метро находятся под землёй на глубине от 20 до 30 м в скальных породах, и некоторые из них образуют причудливые гроты с «наскальной живописью».

Над дизайном интерьера и росписью поверхностей станций работали известные художники. Синяя ветка имеет два маршрута – Т-10 (от станции Kungsträdgården до Hjulsta) и Т-11 (от станции Kungsträdgården до Akalla). Общая длина путей составляет около 25 км.

Схема метро

На Схеме стокгольмского метро представлены маршруты всех трёх веток и добавлены направления городских электропоездов, на которые можно пересесть на некоторых платформах. Линии метро имеют как общие участки, так и несколько ответвлений на окраинах. Поэтому нужно быть внимательным и проверять, на какую конечную станцию следует поезд.

На электронных экранах в подземных залах есть вся информация о конечной и начальной точке маршрута, время до прибытия поезда, а в бегущей строке указано время ожидания двух последующих поездов. Общее число вагонов высвечивается на табло по прибытии состава на платформу.

Схема линий метро Стокгольма

Когда необходимо попасть в любую точку Швеции или выехать в другую страну, нужно выбрать трёхуровневую станцию «T-centralen». Рядом с её выходом находится центральный транспортный узел «Stockholm C», где расположены Центральный стокгольмский железнодорожный вокзал и автовокзал.

Современные технологии

Метро Стокгольма, самые красивые станции в котором не только эстетичны, но и функциональны, оснащено ультрасовременными технологиями.

Учитывая важность экологии в жизни шведов, вагоны метро изготовлены канадской фирмой Bombardier из панелей, которые можно использовать для вторичной переработки. Каждому вагону по традиции присваивается оригинальное имя, которое можно прочесть на корпусе.

Некоторые из них названы именами участников группы ABBA. Все вагоны оборудованы фильтрами «Fleetguard». В Швеции привыкли заботиться о людях с ограниченными возможностями: для их удобства в метро созданы специальные подъемные лифты и лифты-эскалаторы.

В 2018 году компания SL запустила пилотный проект: вместо покупки бумажного или пластикового входного билета горожане и туристы могут использовать свой смартфон, предварительно оформив электронный билет или проездной в бесплатном приложении «SL-Reseplanerare och biljetter».

Приложив устройство к зоне считывателя, выделенную зелёным цветом, пассажир открывает дверцы турникетов. Так шведы проявляют заботу об окружающей среде и сокращают потребление пластика и бумаги.

12 самых красивых станций метро Стокгольма

https://www.youtube.com/watch?v=V-Kjwl9WdA0

Метро Стокгольма, самые красивые станции которого привлекают туристов арт-галереями, оформленными профессиональными художниками, постепенно превратилось в культурный символ города.

Сегодня оно отражает национальных характер шведов: любовь к комфорту и функциональности, оригинальной эстетике пространства, социальной справедливости и доступности благ для всех категорий граждан, стремление объединить красоту природы и искусства в единое целое.

Читайте также:  Шопрон, Венгрия. Достопримечательности, фото с описанием, что посмотреть за один день

Дизайн многих станций шведского метро лаконичный и ультрасовременный, но есть и платформы, вырубленные в скалах, отделка которых больше похожа на декорации к спектаклю или подземный арт-музей. Самое большой количество арт-станций сконцентрировано на синей ветке метро, но есть несколько интересных платформ на красной и зелёной ветках.

1. T-Centralen / Т-Сентрален

Центральная и самая загруженная станция, в которой сходятся все три ветки стокгольмского метро, была открыта в 1975 году. В её отделке использован набрызг-бетон: на белом фоне изображены голубые растительные узоры и силуэты рабочих, которые создавали станцию. Над левым лифтом притаился силуэт художника Пера Орлова – автора дизайна «T-Centralen».

По его задумке голубой и белый цвета должны были уменьшить стресс пассажиров метро в час пик. В переходах со станции использовали оригинальную градиентную покраску: голубой цвет краски на стенах постепенно сходит на нет по мере удаления от станции.

2. Kungsträdgården / Кунгстрэдгорден

Первая платформа синей линии, открытая в 1977 году, расположена в центральном районе Стокгольма Она получила своё название из-за соседства с «Королевским садом». С её строительством связана интересная история: станцию запланировали открыть прямо посреди парка «Королевский сад», но для этого нужно было вырубить несколько шотландских вязов.

Неравнодушные жители Стокгольма встали на защиту парка и даже ночевали на его территории в палатках, чтобы не допустить стройку. Городским властям пришлось перенести вход на станцию в место рядом с парком.

Интерьер Kungsträdgården, похожий на таинственную пещеру, разработал художник Ульрик Сэмуэльсон. Стены окрашены зелеными. красными и белыми оттенками, а в некоторых местах растет настоящий мох, и обитают нетипичные для Швеции пауки вида «Lessertia dentichelis».

Центр станции украшает фигура краснокожего мужчины, олицетворяющего бога войны. Античные скульптуры и колонны достались Kungsträdgården в наследство от развалин дворца Макалёс после преобразования центра Стокгольма в 70-е годы 20 века.

3. Fridhemsplan / Фридхемсплан

На этой станции синюю и зелёную ветки метро объединяет подземный эскалатор. За основу дизайна платформы на синей линии, открытой в 1975 году, художник Ингегерб Мёллер взял темы освоения моря и влияние людей на экологию водной стихии. На стенах можно найти изображение компаса, под потолком «пролетает» трехметровая деревянная чайка авторства скульптора Торстена Ренквиста.

Вырубленные в скале витрины с арт-инсталляциями рассказывают об экологических изменениях, произошедших в море за 50 лет активного освоения человеком.

4. Stadion / Стадион

Станция Stadion расположена на Красной линии рядом со Стокгольмским стадионом, где состоялось открытие летней Олимпиады в 1912 году, и до 1965 года шли матчи по хоккею с мячом (бенди).

Британское издание The Telegraph внесло её в список самых красивых станций не только стокгольмского метро, но и всей Европы.

Дизайн платформы художники Ларс Эрик Фальк, Энно Халлек и Оке Палларп посвятили теме спорта и достижениям шведских спортивных команд. Стены выполнены из набрызг-бетона голубого цвета, а центр платформы украшает нарисованная радуга, символизирующая чистоту, доброту и мир во всем мире.

Здесь можно увидеть плакат художника Хьортсберг Олле, созданный к Олимпиаде 1912 года, когда Швеция заняла первое место по числу медалей. На стенах изображена символика шведских команд по хоккею с мячом.

До 2013 году матчи шведского футбольного клуба Юргорден проводились на Стокгольмском стадионе. В цвета клуба (голубой, желтый и красный) окрашена буква «S» около выхода из станции метро.

5. Solna Centrum / Сольна-сентрум

Яркая и провокационная станция расположена на синей линии: в нижней части стен нарисованы зелёные леса, а сверху поверхности окрасили красным цветом для создания контрастного эффекта. Тема экологии и урбанизации стала социальной проблемой Швеции с начала 70-х годов.

Художники Карл-Олов Бьерк и Андерс Аберг отразили в дизайне станций существующие проблемы разрастания городов, вырубки лесов, открытия новых заводов и переселения людей с привычных мест жизни. В одной из стен расположена инсталляция в виде лося национального символа Швеции, а на других можно увидеть остросоциальные сюжеты.

На одном из них изображены дома простых шведов, которые расположились близко к зданию американского Белого дома. Рядом нарисован пролетающий на вертолёте 37 президент США Ричард Никсон. Снизу сюжет подписан цитатой Боба Дилана, которая отразила основную идею дизайна станции: «The Times They Are Changin» (с англ. «Времена меняются»).

6. Rådhuset / Родхусет

Самая фотографируемая станция шведского метро открылась в 1975 году вместе с остальными основными станциями Синей линии. Была названа так из-за расположения под городской Ратушей.

По задумке дизайнера Сигварда Олссона станция метро, прорубленная прямо в скале, окрашена в розово-коричневый цвет и рассказывает о разных шведских археологических находках и объектах архитектуры, которые были обнаружены в этом месте при строительстве туннеля и масштабной ренновации района в 70-х.

Недалеко от эскалатора сохранились кирпичная стена и остатки бревенчатого здания от бывших дубилен, где обрабатывали кожу вплоть до начала 20 века. Один из сводов подпирает массивное основание старинной колонны. В отделке станции применили фрагменты зданий в классическом стиле, найденных во время раскопок в районе Kungsholmens.

В память о фермерах, привозивших сюда сено на продажу создали бетонную скульптурную композицию 7 из ящиков, которые издалека сильно похожи на деревянные. На потолке нашлось место и чьим-то ботинкам. Надпись рядом с ними гласит: «Счастливые галоши с Hantverkargatan».

Читайте также:  Гражданство Румынии для россиян. Отзывы, стоимость, как получить, преимущества, перечень документов

7. Tensta / Тенста

Эта станция синей ветки названа в честь отдаленного от центра Стокгольма эмигрантского района. Она была открыта в 1975 году. Над уникальным дизайном вырубленной в скале платформы около года трудились писательница и художник Хельга Хеншен, её друг и брат.

На выкрашенных в белый цвет стенах можно увидеть цитаты Маяковского, Адама Мицкевича, посвященные теме солидарности народов, крупные изображения животных и растений, рисунки детей. Одна из цитат гласит: «Не проклинай темноту, зажги свет».

На поверхностях грота можно заметить нарисованного петуха, кота, лося, трехмерные фигурки птиц, оранжевое солнце, большую розу – символ объединения трудящихся эмигрантов. Вдоль платформы северного направления прибытия поездов выставлены восемнадцать плакатов с надписью «солидарность» на разных языках. Каждый год в мае на станции меняется экспозиция детских рисунков.

8. Tekniska Högskolan / Текниска хёгскулан

Темой науки и природных стихий пронизаны все арт-инсталляции этой станции, расположенной на Красной ветке. Разработку дизайна подземной платформы доверили выдающемуся шведскому театральному художнику Леннарду Мёрку. Её официальное открытие пришлось на 1973 год. Дизайн Tekniska Högskolan  был высоко оценен

Шведской ассоциацией архитекторов и удостоился престижной премии Каспера Салина. В интерьерах станции можно увидеть пять геометрических фигур, олицетворяющих аристотелевский пятый элемент – эфир и 4 стихии Платона. В центре платформы расположился додекаэдр, символизирующий эфир.

Внутри него снизу можно увидеть черную трубу, которая вызывает ассоциации с черными дырами из теории относительности Эйнштейна. Ближе к переходу на станцию Odenplan расположен шестигранник, символизирующий землю. Воду олицетворяет икосаэдр, огонь – тетраэдр, а воздух – октаэдр.

Дополняют впечатления от посещения станции арт-инсталляции: висящее ньютоновское яблоко, стремящееся к земле сквозь металл, и перо, взлетающее вверх через металлическую конструкцию, рисунки летательного аппарата Леонардо да Винчи и планетарной системы, изобретенной Коперником.

9. Näckrosen / Неккрусен

Атмосфера станции, открытой в 1975 году, пронизана темой слияния с природой. Со шведского языка её название переводится как «кувшинка». В центре станции на скальных породах авторы проекта, художники Ульрик Ясамуэльсн и Лизи Олсон-Арле, изобразили зеленый пруд с кувшинками, а стены оформили белым набрызг-бетоном и настоящими камнями, собранными на пляжах Швеции.

Пол украшают высказывания известных писателей, таких как Достоевский, Лунквист, Мартинсон. В начале 20 века в районе станции располагались основные производственные студии шведской киноиндустрии.

На Näckrosen функционирует постоянная экспозиция из 16 художественных работ в застекленных рамах: одна из них представляет контракт на 3000 крон, заключенный с актрисой Гретой Гарбо в 1923 году во время съемок в картине «Сага о Йёсте Берлинге».

10. Hallonbergen / Халлонберген

«Малиновая гора» именно так переводится со шведского название рабочего района Стокгольма, где в 1975 году открылась одноименная станция на синей ветке метро.

Художник-оформитель Элис Эриксон заранее собрал большое количество детских рисунков и затем в течении полугода копировал их, перенося на стены станции и добавляя к ним смешные надписи. В итоге необработанные скальные породы, окрашенные в белый цвет, превратились в большую подземную детскую выставку.

11. Odenplan / Уденплан

Над обновлением дизайна этой станции, открытой в 1952 году на зеленой линии, поработали студенты старших курсов художественных вузов. Мари Рантанен доверили оформить проход станции. По её задумке необработанный скальный потолок окрасили светлой краской, а по бокам на стенах расположились стеклянные панели с цифровой фотопечатью.

Сюжет получил название «Сад Одина». Разноцветные узоры на стекле олицетворяют смену красок во время заката и восхода в течении дня, а принты на полу символизируют тени от городских деревьев.

Пройдя вперед к эскалаторам на потолке можно увидеть работу Дэвина Свенсона под названием «Life Line» (с англ. – «линия жизни»), в которой заложен особый смысл. Художник использовал 400 метров ломаных световых линий, которые ассоциируются с пульсом его будущего ребёнка, увиденного на экране в кабинете УЗИ.

Чтобы пассажиры чаще использовали лестницу вместо эскалатора, власти Стокгольма соорудили при выходе со станции необычную интерактивную лестницу, ступени которой похожи на клавиши пианино и издают музыкальные звуки.

12. Rissne / Риссне

Станция расположена на синей ветке, и по экспозиции вдоль её стен, окрашенных в белый цвет, можно изучить хронологию важных моментов из истории человечества, начиная с 3000 лет до н.э. до 80-х годов 20 века. Открытие платформы пришлось на 1985 год.

Стены украшены фрагментами исторических карт и разноцветными надписями, описывающими значение произошедшего события. Художники Мадлен Дрангер и Рольф Реймерс затронули в своей работе остросоциальные темы: эпидемия чумы в Европе, атомная бомбардировка японских городов.

По цветам надписей на стенах можно определить тему высказывания: малиновый обозначает культуру, красный – общество, желтый – религию, зеленый – политику, голубой – науку. Пол в холле станции украшает круглая композиция, олицетворяющая возраст планеты Земля, и показывающая, какое сравнительно небольшое время на нем живёт человечество.

Как пользоваться метро, стоимость проезда

При пользовании метро Стокгольма важно придерживаться некоторых правил. До конца поездки билет нужно иметь при себе. Штраф за безбилетный проезд составляет 1500 крон. 

  • Дети до 6 лет пользуются услугами метро бесплатно, но им разрешается перемещаться на метро только вместе со взрослым, заплатившим за свой билет.
  • По достижении 6-летнего возраста ребёнок может ездить на метро один по льготной цене.
  • По выходным (с пятницы с 12:00 по воскресенье до 24:00) и государственным праздникам не более 6 детей 7-11 лет могут путешествовать на метро бесплатно со взрослым старше 18 лет при наличии у него действующего билета.
  • Ребёнок до 7 лет может проехать бесплатно со взрослым, оплатившим свой билет.
  • Взрослый с ребёнком в коляске пользуется услугами метрополитена Стокгольма бесплатно.
  • Право льготного проезда так же имеют люди старше 65 лет, люди со свидетельством, выданным Агентством социального страхования Швеции, студенты шведских вузов и подростки до 20 лет.
Читайте также:  Красивые места в Севастополе для фотосессии, отдыха, прогулки

Туристам доступны несколько способов проезда на метро Стокгольма:

  1. Разовый билет. Он даёт свободу передвижения и право в течение 75 минут совершать поездки на любых ветках, выходить и входить обратно в метро и пользоваться наземным транспортом. Перед поездкой билет нужно обязательно предъявить контролеру, чтобы он проставил на нём точное время входа на станцию. После этого пассажирам можно пройти в метро через вход рядом с будкой контролера, минуя турникеты. Стоимость поездки составит 45 шведский крон для обычного тарифа, для льготного тарифа – 31 крона, а при покупке билета у кондуктора на трамвайной линии – 64 кроны для обычного тарифа и 42 кроны – для льготного.
  2. SL Access Card – это пополняемая пластиковая транспортная карта, которая позволяет горожанам и гостям Стокгольма ездить на любых видах общественного транспорта и подходит туристам, планирующим повторное посещение шведской столицы в будущем. Срок действия SL Access Card – 6 лет с сохранением баланса на счету. Стоимость карты – 20 крон. При её пополнении стоимость поездки составит 32 кроны для обычного тарифа и 22 кроны – для льготного. На карту единовременно можно положить от 100 до 1000 кредитов (с швед. – «reskassa»), 1 кредит = 1 крона.
  3. Разовый зональный билет. Метро Стокгольма условно поделено на 3 зоны: A, B, C. Центр Стокгольма, наиболее интересный для туристов, занимает зона A. Для проезда в каждой из зон можно купить отдельные проездные купоны, стоимостью 32 кроны. Для поездки в двух зонах нужно приобрести два купона для каждой из них, в трех – три.
  4. Travel card – проездной на выбранное время подойдет туристам, которые планируют регулярно пользоваться общественным транспортом в период пребывания в Стокгольме. Её можно купить в виде отдельного проездного или загрузить выбранное число поездок на транспортную карту SL Access Card. Travel card дает возможность пользоваться метро, автобусами, трамваями, пригородными поездами и паромами.
Время Цена. Взрослый тариф Цена. Льготный тариф
24 часа 130 крон 90 крон
72 часа 260 крон 170 крон
7 дней* 335 крон 225 крон
30 дней* 890 крон 590 крон

*Тариф для Travel card на 7 дней и более доступен только при покупке транспортной карты SL Access Card.

Приобрести билеты и транспортную карту SL Access card можно в местах с обозначением «SL»:

  • Билетные автоматы самообслуживания SL Access на станциях метро и на вокзалах (для добавления билета вам понадобится заранее купленная карта SL Access).
  • Кассы на станциях метро и пригородных станциях.
  • Агенты по продаже билетов с логотипом «SL» на флажках или наклейках (это могут быть киоски Pressbyrå, супермаркеты Lidl).
  • Интернет-магазин на официальном сайте шведского метрополитена (билет становится доступен для добавления на карту SL Access через день после покупки).
  • Мобильное приложения «SL-Reseplanerare och biljetter».
  • Сервисные центры «SL». Они располагаются на центральном вокзале и на некоторых станция метро, в том числе и на T-Centralen.

Перспективы

Из-за большой загруженности зелёной линии метро компания SL приняла решение о строительстве четвёртой по счету желтой линии длиной 4,6 км, которая начнется со станции Уденплан. На 2020 год намечено завершить первый туннель и платформу Хагастаден, а в 2022 года откроется станция Аренастаден.

В будущем планируется соединить желтую линию с красной и удлинить пути к северу до города Тебю. А через станции Альвшё, Лильхолмен и Фридхемсплан новая ветка метро продлится на юг от Стокгольма.

Синюю линию метро тоже ожидает расширение на северо-запад до платформы пригородной железнодорожной станции Бакарбю к 2021 году, а так же на восток к 2025 году от платформы Кунгстрэдгорден до коммуны Нака.

Интересные факты о метро Стокгольма

  1. У Шведского метро есть заброшенная «станция-призрак» под названием Kymlinge, расположенная в одноименном районе. Её начали строить ещё в 70-х года 20 века между платформами Hallonbergen и Kista. Из центральной части Стокгольма в район Kymlinge планировалось перенести правительственные учреждения, государственные предприятия и офисы компаний. Но от этой идеи пришлось отказаться из-за экологии: Kymlinge находится посреди Королевского национального природного парка.
  2. Самый длинные эскалаторы в метро Стокгольма расположены на станции Västra Skogen, а ниже всех под землёй находится платформа Kungsträdgården(Королевский сад) – 29,3 м. На рекордную для Стокгольма высоту над уровнем моря – 46,8 м – поднялась Станция Fruängen.
  3. На станциях метро в Стокгольме, оборудованных современными видеокамерами и телевизорами, нет зеркал заднего вида. Объявление о закрытии дверей в вагоне метро по традиции произносит в микрофон сам машинист. Перед этим он выходит из кабины и лично проверят, все ли пассажиры сели в состав.
  4. В метро Стокгольма сохранилось левостороннее движение со времен его открытия в 1950 году. На правостороннее автомобильное движение Швеция перешла лишь в 1968 году, но движение поездов метро в левую сторону осталось неизменным.
  5. Самыми красивыми станциями в метро Стокгольма по мнению художественных критиков были признаны Stadion и Tekniska Högskolan. Они были отмечены наградой Шведской ассоциации архитекторов – премией Каспера Салина.

Автор: Елена Николаева

Видео о Стокгольмском метро

Обзор метро Стокгольма:

Оцените статью
Туризм, курорты и путешествия - лучшие достопримечательности, отели и пляжи всего мира