Сикстинская капелла Ватикан. Что это такое, фото где находится, экскурсия, что входит в билет

Сердце христианского мира Ватикана и выдающийся памятник Возрождения, созданный по заказу Папы Римского Сикста IV, от имени которого и происходит название часовни, является одним из самых потрясающих своим масштабом произведений искусства, сохранившимся до настоящего времени.

С 1871 г. Сикстинская капелла стала единственной часовней, где происходит избрание следующего Папы. После голосования над ней клубится характерный белый дым, по которому народу, собравшемуся на площади понятно, что новый Папа Римский был избран.

Архитектура, внешний вид

Сикстинская капелла, возведенная в Ватикане (Италия, Рим) в 1473—1481 гг. выдающимся архитектором Джордже де Дольче, первоначально упоминалась как Великая Капелла, приуроченная Успению Девы Марии.

Внешний вид часовни представляет собой характерное для архитектуры Рима XV века аскетичное сооружение, неприступное, как крепость. Капелла была возведена на фундаменте предыдущей постройки и выросла на три этажа.

Высокий прямоугольный храм с массивными стенами представляет собой олицетворение фортификационного зодчества и имеет следующие размеры:

  • высота – 20,7 м;
  • длина – 40,9 м;
  • ширина – 13,4 м.

Вход в Сикстинскую капеллу осуществляется через Папский дворец, поэтому она не имеет других дверных проемов, но обладает анфиладой шестифутовых арочных окон, расположенных по верхнему ярусу. Сводчатый потолок часовни возвышается более чем на 65 футов, а сам третий этаж расположен над потолком.

Сводчатый подвал капеллы имеет небольшое число окон и один дверной проем, ведущий во внешний двор.

Кропотливыми мастерами был создан неповторимый тротуар часовни с эффектом имитации средневековых полов, устланными разноцветной мозаикой, формирующими характерные геометрические узоры.

Исторические факты

Перечень:

  1. Прежде всего, Сикстинская капелла строилась в качестве защитной крепости, в которой мог спастись Папа Римский Сикст IV, в случае наступления врагов и военных атак – этому свидетельствуют установленные на третьем этаже бойницы на случай отпора.
  2. Архитектурное воплощение Сикстинской капеллы по периметру в точности воспроизводит Иерусалимский Храм Соломона, который был разрушен римскими войсками и по описанию в Ветхом Завете, соответствует всем указанным параметрам.
  3. Кроме знаменитого Микеланджело и Рафаэля, который создавал гобелены, над росписью зала капеллы и фресок, являющих уникальные библейские сцены, работали лучшие мастера эпохи Возрождения, такие как: Сандро Боттичелли (настоящее имя Алессаандро ди Мариаано ди Ваанни Филипепи). Доменико Гирландайо (настоящее имя Доменико ди Томмасо Бигорди). Пьетро Перуджино (настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи). Козимо Роселли.
  4. Изначально, над сводом Сикстинской капеллы трудился художник Пьерматтео дАмелиа, по замыслу которого на небесно-синем фоне потолка были рассыпаны сияющие золотые звезды, но, после распоряжения Папы, звездный свод был уничтожен, а вместо него была создана непревзойденная роспись Микеланджело Буонарроти.
  5. Микеланджело делал росписи Сикстинской капеллы без предварительных эскизов.
  6. Около 25 лет спустя росписи потолочных фресок, Микеланджело был снова призван сотворить еще одну масштабную роспись на алтарной стене. Однако на ней уже были фрески, расписанные Перуджино. Их пришлось закрасить для того, чтобы явился знаменитое произведение искусства Буонаротти. На стене площадью около 200 кв. м. была воспроизведена библейская сцена страшного суда.
  7. В 1564 г. Папа Пий IV дал распоряжение художнику Даниеле да Вольтерра «прикрыть» непристойную наготу фигур, изображенных на алтарной стене Микеланджело. После выполнения поручения Папы, художнику дали насмешливое прозвище «штанописец». Во время одной из реставраций некоторая часть фигур на алтарной стене снова была «обнажена», что позволило и сегодня видеть роспись такой, какой она была создана великим Микеланджело.
  8. Фреска, находящаяся в центре под названием «Сотворение Адама» привлекает внимание тем, что изображение Всевышнего, находящееся на темно-красном фоне, имеет анатомические очертания мозга человека. Изображенный Микеланджело седобородый старец стал устоявшимся образом, который в последствие был для мастеров-последователей примером для подражания.
  9. Микеланджело не любил свод Сикстинской капеллы, над которым он работал несколько лет, на протяжении которых жаловался своим друзьям о покалеченном здоровье и пытке расписывать свод, стоя, запрокинув голову вверх.
  10. Во период работы над фреской «Страшный суд» Буонаротти был несправедливо обвинен в ереси кардиналом Джан Пьетро Карафой, которому не пришлось по душе, что мастер так непристойно изобразил фигуры, не прикрыв ничем откровенную наготу. Кардинал Карафа в этой позиции обрел поддержку в лице церемониймейстера Бьяджо да Чезене, который также бурно негодовал. Микеланджело Буонаротти стойко выдержал все препятствия, чинившиеся ему в процессе работы, в отместку увековечив Бьяджо да Чезену в росписи на сводах капеллы в виде царя Миноса, пребывавшего в Аду и судившего души умерших. Кроме того, Чезена был изображен абсолютно нагим с обвивавшейся вокруг его тела змеей и кусавшей его за гениталии. Легенда гласит, что Бьяджо да Чезена неоднократно просил Папу Римского Павла III распорядиться уничтожить это изображение, на что Папа ответил, что Ад не подлежит его юрисдикции.
  11. Микеланджело Буонаротти и группа его помощников разработали удобные для себя строительные леса, которые позволяли художнику совершать роспись на своде капеллы в в привычном положении стоя. Привычное мнение, что художник работал на специальных лесах в горизонтальном положении, почти лежа – ошибочно из-за неточно переведенной биографии великого мастера, написанной одним из епископов в 1527 г.
  12. Группы художников работали над росписью стен и свода Сикстинской капеллы на протяжении 5 лет, создав произведения искусства на 1100 кв. м. площади часовни.
Читайте также:  Крым. Достопримечательности на машине. Маршрут, фото с описанием, развлечения

Интерьер

Сикстинская капелла (Ватикан) имеет строго прямоугольный зал с дугообразным сводом и высокими стенами, расписанными лучшими мастерами своего времени. Убранство и оформление часовни можно разделить на три уровня.

Первый уровень

Особенности:

  • Брюссельские гобелены по рисункам Рафаэля.
  • Мраморно-мозаичный пол.
  • Папский трон и места кардиналов.
  • Боковая ложа, с примыкающей мраморной балюстрадой, в которой размещается хор.
  • Кафедра проповедника, отделанная декоративной древесиной.
  • Ряд больших канделябров.
  • Алтарь, расположенный напротив богато оформленного входа.

Изначально Сикстинская капелла была разделена оградой на две равные части: для непосвященных и духовенства Ватикана. Но позднее место для пресвитерии отвелось гораздо больше.

Второй уровень

Особенности:

  • Настенные фрески, расписанные мастерами Флоренции и Умбрии.
  • Алтарная фреска.

Сикстинская капелла Ватикан, как выглядит потолок.

Всего было создано 16 фресок: по шесть на северной и южной продольных стенах и по две на поперечных.

Третий уровень

Особенности:

  • Анфилада арочных окон.
  • Анфилада ниш с арками с изображениями Римских Пап.
  • Анфилада арок с люнетами, переходящими в треугольники с изображениями предков Христа.

Все герои росписей великих мастеров эпохи Возрождения обладают мощной физической и духовной силой. В их образах ощутим переданный художниками драматизм и реализм, изображаемых библейских событий.

Знаменитая фреска Микеланджело Буонаротти «Сотворение Адама» талантливо передает изображенное здоровое, атлетического склада молодое тело мужчины, лежащего в расслабленном состоянии, навстречу которому подался Творец, протянув руку, тем самым одарив его жизнью.

По всему периметру Сикстинской капеллы стоят массивные каменные скамьи, а зал разделен резной мраморной перегородкой, увенчанной канделябрами. На первый взгляд кажется, что стены часовни разделены на несколько функциональных зон. Нижняя часть Сикстинской капеллы украшена серебряными и золотыми драпировками, придающими убранству величие.

Верхняя часть капеллы по всему периметру на равноудаленном расстоянии содержит портреты первых и последующих правителей Папской резиденции.

Оповещающая труба печи

Чугунная печь с высокой трубой, которая устанавливается в часовне в период конклава, служит для сжигания бюллетеней после результатов голосования, когда проходит процесс выбора нового Папы. Белый дым, вьющийся из трубы часовни, таким образом, оповещает народ и прессу об избрании Папы. Это действие сопровождается перезвоном колоколов, доносящихся от Собора Святого Петра.

Читайте также:  Мишкольц-Тапольца, Венгрия. Термальные купальни, достопримечательности, фото

После избрания Коллегией кардиналов следующего Папы, его провожают в знаменитый «Зал слез», находящийся в часовне и расположенный слева от алтаря живописной часовни. Зал назван так потому, что, как гласит история, практически все избранные Папы Римские не могли удержаться и не заплакать от переполненных чувств после своего назначения.

В 2005 г. наряду с традиционной чугунной печью была установлена соответствующая вытяжка.

В случае, когда ни один из кардиналов за время голосования не набирает достаточного количества голосов для избрания, то при сжигании бюллетеней в огонь добавляют сырую солому, чтобы из трубы над часовней образовался дым черного цвета. Таким образом, собравшийся на площади народ и пресса будут оповещены, что Папа не избран.

Папская капелла

Под сводами Сикстинской капеллы действует хор, состоящий как из мужских голосов, так и голосов мальчиков. Для Папской капеллы специально трудились известные композиторы Рима. Самым известным произведением, написанным для Папского хора, стала композиция «Мизерере» Грегорио Аллегри.

Экспонаты

Сикстинская капелла многие века хранит в себе произведения искусства флорентийских и умбрийских художников. Фрески, находящиеся на северной стене среднего яруса капеллы отведены под цикл сцен истории Христа, включающие такие известные росписи.

Например:

  • «Крещение Христа», Пьетро Перуджино.
  • «Тайная вечеря», Козимо Росселли.
  • «Воскресение», Доменико Гирландайо.

Фреска, изображающая искушение Христа, включает в себя три сцены из Евангелия, а фреской Святого Воскресения завершается цикл сцен истории Христа, которая находилась на стене над выходом из капеллы.

Роспись руки Доминико Гирландайо была уничтожена в 1522 г. из-за обрушения балочной конструкции часовни, после чего восстановление росписи на аналогичную тему была заказана посторонним художникам. Фрески, находящиеся на южной стене среднего яруса Сикстинской капеллы, отведенные под цикл сцен истории пророка Моисея, включают в себя цикл росписей, посвященных житию пророка Моисея.

Несколько фресок, касающихся темы пророка Моисея, были выполнены рукой Луки Синьорелли – одним из помощников великих мастеров. Однако, фреска, расписанная Синьорелли, и завершающая цикл сцен истории пророка Моисея также была уничтожена из-за обвала балочной конструкции часовни.

Сикстинская капелла на протяжении веков хранит гобелены Рафаэля, которые были сотканы в Брюсселе. На гобеленовых полотнах Рафаэль воссоздал сцены из жизни апостолов и события из Евангелия.

Роспись свода и «Страшный суд» Микеланджело Буонаротти

Сикстинская капелла (Ватикан) содержит в себе главную жемчужину произведений искусства эпохи Возрождения – роспись свода, включающего в себя 9 сцен из Книги Бытия.

В свою очередь эти сцены объединены в три тематические группы, раскрывающие:

  • Сотворение Небес и Земли;
  • Адам и Ева;
  • История Ноя.

Роспись «Страшного суда» Буонаротти была открыта в 1541 г., а открытие Сикстинской капеллы – в октябре 1512 г.

Программы экскурсий

Сикстинская капелла (Ватикан) входит как в официальную, так и авторскую программу экскурсий творческой команды гидов Италии.

«Тайны и секреты Ватикана»

В экскурсионную программу входит посещение музеев Ватикана с осмотром главных залов, содержащих в себе знаменитые полотна выдающихся живописцев эпохи Возрождения, в числе которых Караваджо и Леонардо да Винчи.

После череды музеев Ватикана следует посещение Сикстинской капеллы, в осмотр которой включены росписи стенных и потолочных фресок великих художников. Завершает программу осмотр Собора Святого Петра, который знакомит посетителей с произведениями искусства мастеров эпохи Возрождения и Барокко. Продолжительность экскурсии составляет 3 ч. стоимостью 180 евро с группы.

«Музеи Ватикана»

Экскурсионную программу представляет персональный русскоговорящий гид, который ознакомит с местами папских собраний, легендарной Сикстинской капеллой и музейными залами, собравшими в себе коллекции живописи и скульптур. Кроме того, экскурсия позволит ознакомиться с историей Ватикана, раскрывающей некоторые тайны.

Читайте также:  Марбелья, Испания. Достопримечательности на карте, фото, погода, что посмотреть

После посещения музеев при желании возможна экскурсия, продолжительностью до 2 ч. по площади и Собору Святого Петра. Такая экскурсия предполагает дополнительную плату. Продолжительность экскурсии 4 ч. стоимостью 160 евро с группы

«Ватикан и Сикстинская капелла: вход без очереди и аудиогид»

Экскурсионная программа, предоставленная с помощью аудиогида, включенного в стоимость билета, удобна тем, что позволяет посетить интересующие музеи или Сикстинскую капеллу в удобное время, миновав длинные очереди в кассу и не спеша осмотреть все интересующие достопримечательности.

Совершая экскурсию по музеям Ватикана можно посетить:

  • Зал Греческого Креста с резными саркофагами.
  • Кабинет масок.
  • Зал животных (существующих и вымышленных).
  • Галерея карт с нанесенными изображениями мира в разные временные отрезки.
  • Залы Рафаэля с непревзойденными шедеврами мастера эпохи Возрождения.
  • Апартаменты Борджиа.

Продолжительность экскурсии может быть на протяжение всего дня. Стоимость билета около 35-40 евро. За бронирование билета онлайн удерживается комиссия 4 евро.

Полезная информация для посетителей

Информация:

  • Чтобы сократить время и избежать больших очередей, рекомендуется заранее бронировать билеты на посещение музеев Ватикана на удобные дни. Не рекомендуется планировать экскурсионную программу в понедельник, так как в этот день большинство музеев закрыто.
  • Все посетители обязаны пройти контроль безопасности.
  • Посетителям рекомендуется соблюдать пристойный внешний вид, закрыв плечи и колени. В противном случае вход в некоторые экспозиции могут не допустить.
  • Посетители с ограниченными возможностями и их сопровождающий могут пройти бесплатно при обязательном предъявлении справки об инвалидности, которую необходимо показать служащим у стойки специальных разрешений, а также в холлах музеев Ватикана.

Стоимость билетов

Самостоятельный осмотр Музеев Ватикана и Сикстинской капеллы

Взрослые Следует уточнять на официальном сайте, так как цена билета разная, исходящая из предпочитаемой программы.
Дети от 6 до 18 лет
Дети до 6 лет бесплатно
За бронирование билетов на официальном сайте предусматривается комиссия 4 евро.

Осмотр Музеев Ватикана и Сикстинской капеллы с гидом

Взрослые Следует уточнять на официальном сайте, так как цена билета разная, исходящая из предпочитаемой программы.
Дети от 6 до 18 лет
Дети до 6 лет бесплатно

Экскурсии с русскоязычным гидом проводятся в определенные дни, которые указываются на официальном сайте.

Аудиогид (записи предоставлены на всех основных языках мира, включая русский язык) 7 евро

Входы в некоторые музеи происходят за дополнительную плату.

При посещении Музеев Ватикана, в том числе Сикстинской капеллы фото и видеосъемка строго воспрещаются.

Режим работы

Посетить Сикстинскую капеллу можно с понедельника по субботу с 9.00 по 18.00. Покупка билетов осуществляется до 16.00. Последний вход в 16.00. Воскресенье – выходной день. Режим работы музея каждого последнего воскресенья месяца с 9.00 до 14.00. Вход бесплатный. Последний вход в 12.30.

Следует заметить, что режим посещения Музеев Ватикана может измениться в связи с проведением религиозных праздников и прочих мероприятий.

Адрес, контактные данные

Сикстинская капелла (Ватикан) находится в Италии в Риме по адресу: Viale Vaticano, 00165, Roma. Телефон для связи: + (39) 055 713655.

Как добраться на машине, общественном транспорте

От перечисленных остановок Музеи Ватикана находятся в пешей доступности около 5-10 мин.

Добраться до музеев можно следующими способами:

Автобус №49 – маршрут до музея.

№32, 81, 982 – до конечной остановки Пьяцца дель Рисоржименто.

№492, 990 – до остановок Виа Леоне IV, Виа дели Скипиони.

Трамвай №19 до остановки Пьяцца дель Рисоржименто.
Метро До станций по линии А: Оттавиано или Чипро.
Машина До платной парковки, находящейся на Виале Ватикано.

Сокровище Музеев Ватикана и сердце христианского мира, которым была и будет Сикстинская капелла, где во все времена проходили разнообразные церемонии, папские собрания, религиозные мессы, и в наше время собирает коллегию кардиналов на конклав, в процессе которого избирается следующий Папа Римский.

Видео о Сикстинской капелле, Ватикан

Экскурсия в Ватикан и Секстинскую капеллу:

Оцените статью
Туризм, курорты и путешествия - лучшие достопримечательности, отели и пляжи всего мира